Устройство автомобиля

10.1 Неисправности двигателя

Основными неисправностями двигателя являются следующие: двигатель не пускается, работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу, не развивает полной мощности, повышенный расход масла, недостаточное давление масла, избыточное давление масла, стуки и шум при работе, повышенная вибрация, перегрев двигателя, быстрое падение уровня охлаждающей жидкости, повышенный расход топлива.

Двигатель не пускается по одной из трех причин: неисправна система пуска двигателя, нарушена подача топлива (неисправна система питания), нарушено нормальное искрообразование (неисправна система зажигания).

При неисправности системы пуска двигателя якорь стартера вращается с замедленной скоростью, недостаточной для пуска двигателя, либо не вращается совсем. Неисправности системы пуска двигателя рассмотрены в разделах «Неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи» и «Ремонт и техническое обслуживание стартера».

Если стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с нормальной частотой, а двигатель не заводится, то возможны только две причины неисправности — либо нет подачи топлива в цилиндры двигателя, либо нарушено искрообразование. В первом случае неисправна система питания, а во втором — система зажигания двигателя. При неисправности системы питания нарушается подача топлива из-за неисправности топливного насоса, карбюратора или засорения топливопроводов или топливных фильтров.

При неисправности системы зажигания нарушается нормальное искрообразование из-за неисправности катушки зажигания, распределителя или датчика-распределителя зажигания, конденсатора, свечей зажигания, а также из-за обрыва цепей тока низкого или высокого напряжения или нарушения угла опережения зажигания. В любом случае поиск причин неисправностей двигателя всегда целесообразно начинать с наименее сложных и трудоемких операций. Можно рекомендовать следующий примерный порядок поиска неисправностей, если двигатель не заводится.

Сначала проверяется срабатывание электромагнитного клапана карбюратора (проверяется обычно по характерному щелчку при включении зажигания), а также подача топлива в карбюратор топливным насосом, для чего достаточно отсоединить от топливного насоса шланг, идущий к карбюратору и покачать топливо рычагом ручной подкачки насоса. Если электромагнитный клапан карбюратора срабатывает, а топливный насос подает топливо полной струей с достаточным напором, то переходят к проверке системы зажигания, предварительно удалив с ее приборов и проводов высокого напряжения следы загрязнений и влаги, которые могут явиться причиной нарушения нормального искрообразования.

Проверку работы системы зажигания двигателя на СТОА проводят на специальных стендах. В случае отсутствия такого стенда или необходимости поиска неисправности на месте проверка системы зажигания производится в следующем порядке.

Вверх

Уровни социологического знания