Устройство автомобиля

10.10 Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

Далее замеряют диаметры валика ведущей шестерни и его отверстия в корпусе, а также диаметры отверстия в ведомой шестерне и ее оси и определяют зазоры между ними, которые должны составлять соответственно 0,016...0,055 мм (предельно допустимый 0,10 мм) и 0,017...0,057 мм (предельно допустимый 0,10 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые значения, необходимо заменить изношенные детали.

Проверка пружины редукционного клапана производится путем измерения ее длины в свободном состоянии, которая должна составлять 38 мм, а также при сжимании ее с усилием 63,52+2Н (6,35+0,2 кгс), при котором длина пружины должна быть не менее 20 мм. В противном случае пружину необходимо заменить.

Сборка масляного насоса производится в порядке, обратном разборке. После сборки валик ведущей шестерни должен свободно и без заеданий проворачиваться от руки.

Проверка деталей масляного насоса двигателей УЭАМ-331 и -412 заключается в проверке с помощью набора шупов зазоров между поверхностями вершин зубьев шестерен и поверхностью расточки крышки звездочек, в которую они установлены (при снятой с двигателя крышке звездочек). Величина зазора должна быть 0,1...0,2 мм (предельная 0,26 мм). Затем с помощью линейки и щупов проверяется утопание торцев шестерен в расточке крышки звездочек. Этот зазор должен быть в пределах 0,10...0,19 мм. После установки шестерен в расточку крышки звездочек валик ведущей шестерни должен свободно и без заеданий вращаться от руки (при снятой с двигателя крышке звездочек).

Проверка редукционного клапана насоса производится на специальном стенде, создающем давление масла. При давлении 0,3 МПа (3 кгс/см2) клапан должен быть закрыт (допускается вытекание лишь отдельных капель), а при давлении 0,6 МПа (6 кгс/см2 ) — полностью открыт. При необходимости следует заменить ослабленную пружину клапана и (или) притереть фаску клапана к седлу.

Техническое обслуживание смазочной системы заключается в проверке уровня масла и доведении его до нормы, проверке герметичности соединений, очистке и промывке системы вентиляции картера, своевременной замене масла и полнопоточного масляного фильтра (обычно одновременно с заменой масляного фильтра заменяют также воздушный фильтр).

Ежедневно необходимо проверять уровень масла в картере при помощи маслоизмерительного стержня с двумя метками: нижняя — «MIN» — соответствует минимально допустимому уровню масла в картере, а верхняя — «МАХ» — максимальному уровню. При эксплуатации двигателя уровень масла должен находиться между этими метками.

Через 10 000...15 000 км пробега необходимо заменить масло в двигателе (при использовании высококачественных, особенно синтетических импортных масел возможно увеличение периодичности замены масла, однако при этом необходим контроль его качества).

Замена масла в двигателе производится в следующем порядке.

1. Сразу же после работы двигателя, пока масло имеет рабочую температуру, снять крышку маслозаливной горловины, вывернуть пробку сливного отверстия в поддоне картера и слить в посуду отработавшее масло (ДЛЯ полного слива масла необходимо не менее 10 мин). Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра (на двигателе УЗАМ-412) или масляный фильтр в сборе (на остальных двигателях) и завернуть пробку сливного отверстия.

2. Залить в картер свежее масло до верхней метки маслоизмерительного стержня, закрыть крышку горловины.

3. Пустить двигатель, дать ему поработать 3...5 мин и заглушить. Через 10 мин снова проверить уровень и при необходимости долить масло до верхней метки маслоизмерительного стержня. Через 20 000... 30 000 км пробега при очередной замене масла следует проверить систему вентиляции картера крепления деталей и прочистить и промыть бензином ее детали: шланги, патрубки на корпусе воздушного фильтра и карбюратора, маслоотделитель, пламегаситель, золотник, регулирующий подачу картерных газов в карбюраторе, а также промыть смазочную систему. Промывка смазочной системы может производиться и ранее вышеуказанного срока в том случае, если при снятии крышки клапанов будут обнаружены липкие смолистые отложения на деталях клапанною механизма и крышке распределительного вала, либо при сильной загрязненности отработавшего масла после большого (более 15 000 км) пробега автомобиля без смены масла. Для промывки применяют специальные моющие масла ВНИИНП-ФД, МСП-1 или МПТ-2М. Для этого после слива отработавшего масла заливают в систему моющее масло до метки «MIN» на маслоизмерительном стержне. Затем пускают двигатель и дают ему поработать с малой частотой вращения коленчатого вала в течение 10...15 мин. Потом сливают моющее масло, заменяют полнопоточный фильтр и заливают свежее масло. Для смазки двигателей применяются специальные моторные масла.

Вверх

Уровни социологического знания