Устройство автомобиля

11.2 Ремонт коробки передач

Проверка межцентрового расстояния между осями валов производится измерением расстояния между концами вставленных вместо валов скалок с помощью микрометра (рис. 247).

Рис. 247. Измерение межцентрового расстояния при помощи микрометра:

1 — скалки; 2 — микрометр

Проверка валов включает осмотр их рабочих поверхностей, измерение диаметров посадочных поверхностей и проверку их биения. Рабочие поверхности должны быть гладкими, без повреждений. Биение, износ посадочных поверхностей, а также износ шлицев должны находиться в допустимых пределах, приведенных в технических условиях на ремонт.

Проверка шестерен состоит в их осмотре с целью обнаружения повреждений и в определении износа зубьев. Шестерни не должны иметь сколов на зубьях и следов выкрашивания. Износ зубьев шестерен оценивают измерением толщины зуба или по зазору в зацеплении, который не должен превышать 0,2 мм. Парные шестерни не следует разукомплектовывать, поскольку они подбираются на заводе по шуму и контакту. При наличии повреждений и износов выше допустимых шестерни заменяют. При замене одной шестерни необходимо проверить ее зацепление со спариваемой шестерней. Проверка зацепления парных шестерен производится на зубообкатном станке по шуму, а также по пятнам контакта с применением метода красок. Для определения правильности зацепления шестерен с помощью краски зубья большой шестерни покрывают тонким слоем краски (смесь сурика с маслом, жидкие белила). После поворачивания малой шестерни на полный оборот на ее зубьях остаются отпечатки краски, по которым судят о состоянии зацепления (рис. 248).

Рис. 248. Проверка зацепления шестерен по пятнам контакта с помощью краски:

а — правильное зацепление; б — межцентровое расстояние увеличено; в — межцентровое расстояние уменьшено; г, д —
оси валов перекошены

Проверка подшипников качения заключается в определении степени их износа по люфтам их колец, а также в обнаружении повреждений на поверхностях тел качения, которые выявляются при осмотре и проверке плавности и бесшумности работы подшипника. Подшипники должны поворачиваться без заеданий, плавно и бесшумно.

Вверх