Устройство автомобиля

13.1 Ремонт рулевого управления

Ремонт шаровых шарниров автомобилей АЗЛК-2141, -21412 и ИЖ-21251, имеющих одинаковую конструкцию, состоит в их разборке, замене изношенных деталей и соорке. для разоорки шарнира снятую с автомобиля рулевую тягу нужно зажать в тисках, раскрутить пассатижами проволоку 9 (см. рис. 129) крепления защитного чехла 12 и снять чехол вместе с поддерживающей его шайбой 11. Удалить стопорное кольцо 3, сжав его усики при помощи пассатижей, специальных щипцов либо отверткой с молотком и вынуть шаровой палец 13 вместе с остальными деталями шарнира из головки рулевой тяги.

При ремонте шарнира обычно заменяют изношенные пластмассовые вкладыши 8 и 10, уплотнительное кольцо 5 при обнаружении его повреждения, а также пружину 6 в случае снижения ее упругости. Кроме того, может возникнуть необходимость замены шарового пальца 13 в случае повышенного износа его сферической головки (возникает обычно при трении сферической поверхности пальца по внутренней поверхности головки рулевой тяги в случае полного износа вкладышей 8 и 10 при несвоевременной их замене), а также износа конусной поверхности (возникает обычно при ослаблении крепления пальца и проворачивании его в конусном отверстии сопряженной детали), а также замены стопорного кольца 3 и заглушки 4, которые могут быть повреждены в результате неаккуратной разборки-сборки шарнира.

Для предотвращения повреждения стопорного кольца 3 и заглушки, а также облегчения разборки и особенно сборки шарнира следует при снятии и установке стопорного кольца 3 использовать для сжатия пружины 6 шарнира при выполнении разборочно-сборочных работ специальное приспособление (рис. 279), стержень 2 которого при помощи винта 5 нажимает на заглушку 7, сжимая пружину шарнира.

Рис. 279. Приспособление для сборки шарниров рулевых тяг:

1 — втулка с прорезью; 2 — стержень; 3 — контргайка; 4 — вороток; 5 — винт; 6 — корпус приспособления; 7 — заглушка: 8 — рулевая тяга; 9 — шаровой палец

При повреждении резинового защитного чехла 12 (см. рис. 129) (при наличии разрывов и растрескивания, а также износа поверхности, охватывающей шаровой палец) его необходимо заменить. Для фиксации защитного чехла на головке рулевой тяги следует использовать новую шплинтовую проволоку, стяжка которой производится путем закручивания загнутых концов проволоки пассатижами.

После разборки шарнира необходимо удалить с его деталей остатки старой смазки и тщательно их промыть, после чего проверить их состояние.

При сборке шарнира следует смазать его детали консистентной смазкой Литол-24 и заложить эту смазку в защитный чехол. После сборки палец шарового шарнира должен перемещаться плавно и с некоторым усилием. Если перемещение пальца будет очень легким можно подложить под заглушку 4 дополнительную шайбу толщиной 0,5... 2,0 мм диаметром, равным диаметру заглушки. Осевое перемещение пальца должно быть не более 0,5 мм. При невозможности обеспечения плотной посадки пальца в шарнире необходимо заменить изношенный палец или изношенную рулевую тягу в сборе с шарнирами.

Ремонт неразборных шаровых шарниров рулевых тяг автомобилей ВАЗ-2109, -2105 и ЗАЗ-1102 заключается только в замене поврежденных защитных чехлов, а также в замене тяг с изношенными шарнирами. При замене защитных чехлов в них закладывается свежая смазка ШРБ-4.

После замены или ремонта рулевых тяг необходимо проверить и отрегулировать угол схождения передних колес (см. «Ремонт передней подвески»).

Вверх

Сущность библиотеки