Устройство автомобиля

13.1 Ремонт рулевого управления

Ремонт редуктора рулевого механизма состоит в снятии его с автомобиля, разборке, проверке состояния и замене изношенных и поврежденных деталей, сборке и регулировке редуктора и установке его на автомобиль.

Снятие редуктора рулевого механизма производится после отъединения от него вала руля, рулевых тяг и отворачивания креплений редуктора к кузову автомобиля.

Разборка-сборка редуктора рулевого механизма производится с закреплением его в тисках.

Разборка-сборка редуктора рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2109 производится в следующем порядке:

снять хомуты и удалить защитные резиновые чехлы 10 и 22 (см. рис. 124);

повернуть вал-шестерню по часовой стрелке до упора для выдвижения зубчатой рейки из отверстия картера с левой стороны, закрываемого чехлом 22;

снять пыльник 28, отвернуть гайку 27 подшипника и вынуть вал-шестерню 24 вместе с шариковым подшипником 25 из картера;

вывернуть пробку 30 и вынуть упор 29 рейки вместе с пружиной и уплотнительным кольцом;

вынуть рейку 15 из редуктора через отверстие с левой стороны;

при необходимости замены шарикового подшипника 25 его снимают с вала-шестерни после удаления стопорного кольца 26;

при необходимости замены роликового подшипника 23 вынуть его из картера при помощи специального съемника.

Сборка редуктора производится в обратном порядке. При установке пыльника 28 необходимо совместить метки А и Б на картере и пыльнике. Для последующей правильной регулировки длины рулевых тяг необходимо также обеспечить при сборке редуктора среднее положение рейки в картере, при котором расстояние от оси вала-шестерни до торца зубчатого конца рейки составляет 87±0,25 мм. Затяжку гайки 27 необходимо производить с требуемым моментом 45... 55 Н•м. При затяжке пробки 30 должно быть обеспечено отсутствие заеданий во всем диапазоне перемещения рейки при обеспечении момента прокручивания вала-рейки в пределах 0,6...1,7 Н•м при частоте ее вращения 30 мин−1.

Разборка-сборка редуктора рулевого механизма автомобиля ЗАЗ-1102 производится в целом в том же порядке, что и на автомобиле ВАЗ-2109, но имеет следующие особенности. Для удаления из картера вала-шестерни необходимо вывернуть сапун 18 (см. рис. 126), отвернуть два болта крепления крышки 5, снять ее в сборе с уплотнительной манжетой, снять регулировочные прокладки 3, распорную втулку 4 и вынуть вал-шестерню 2 с наружным шариковым подшипником. При наличии зазора между рейкой и ее втулкой 17 необходимо заменить втулку. Для удаления изношенной втулки следует высверлить сверлом диаметром 6 мм три фиксирующих шипа втулки и вытолкнуть ее из картера при помощи рейки.

Перед сборкой все детали смазать смазкой, состоящей из одной части смазки Фиол-1 и полутора частей моторного масла.

Регулировка осевого люфта вала-шестерни 2 производится подбором регулировочных прокладок 3 (толщиной 0,1, 0,15 и 0,5 мм), компенсирующих выступание из картера распорной втулки 4 и обеспечивающих свободное вращение вала-шестерни 2 и отсутствие при этом ее ощутимого люфта.

Затяжка пробки 14 упоров рейки должна обеспечивать свободное, без заеданий, перемещение рейки, а также момент проворачивания вала-шестерни 2 в пределах 0,39...1,17 Н•м. Стопорная гайка 15 должна бьгть затянута моментом не менее 68 Н•м.

Вверх

Сущность библиотеки