Устройство автомобиля

13.2 Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем

Неисправности тормозных систем автомобилей. Основные признаки неисправности рабочей тормозной системы автомобиля: недостаточная эффективность торможения; увеличенный свободный или рабочий ход тормозной педали; неполное растормаживание колес;

сильный нагрев дисков и тормозных барабанов; увеличение усилия, прилагаемого к тормозной педали; занос или увод автомобиля при торможении; скрип или вибрация тормозных механизмов колес;

самопроизвольное торможение при работающем двигателе.

Недостаточная эффективность торможения обнаруживается по возрастанию тормозного пути при дорожных испытаниях либо при испытании на тормозном стенде. В соответствии с Правилами дорожного движения рабочая тормозная система легкового автомобиля при однократном нажатии на педаль его привода должна обеспечивать равномерное затормаживание всех колес на сухом горизонтальном участке дороги с чистым цементным или асфальтобетонным покрытием на пути не более 14,5 м при начальной скорости 40 км/ч.

Причинами слабого действия тормозов могут быть подтекание жидкости из гидравлического привода или попадание в него воздуха, попадание масла или смазки на фрикционные накладки тормозных колодок через сальники ступиц колес или полуосей вследствие их изнашивания или переполнения смазкой ступиц колес, попадание на накладки тормозной жидкости из колесных цилиндров, нарушение зазоров в колесных тормозных механизмах вследствие изнашивания фрикционных накладок, заклинивание поршней в колесных цилиндрах, перегрев тормозных механизмов. Попадание в систему гидропривода воздуха вызывает снижение усилия нажатия на педаль при торможении («мягкая педаль»), при этом торможение происходит только при двух-трехкратном нажатии на педаль.

Для устранения этих неисправностей заменяют изношенные детали, промывают и протирают фрикционные накладки и тормозные барабаны, подтягивают соединения, доводят до нормы количество жидкости в системе и удаляют из нее воздух («прокачивают» тормозную систему).

Увеличенный свободный ход тормозной педали устраняют регулировкой. На автомобилях ВАЗ и ЗАЗ-1Г02 свободный ход регулируют перемещением выключателя стоп-сигнала. Для этого отпускают гайки 10 (рис. 280) крепления выключателя, производят необходимое перемещение наконечника 9 выключателя и затягивают гайки. Свободный ход тормозной педали на автомобилях ВАЗ должен составлять 3... 5 мм, а на автомобиле ЗАЗ-1102 — 3... 7 мм. Если выключатель окажется излишне приближен к педали, то она не будет полностью возвращаться в исходное положение и между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра не будет зазора, что приведет к неполному растормаживанию колес.

В случае невозможности восстановить свободный ход педали с помощью перемещения выключателя стоп-сигнала на автомобилях ВАЗ необходимо несколько ввернуть регулировочный болт 4 (см. рис. 143) штока 1 вакуумного усилителя. Для этого на снятом усилителе регулируют выступание регулировочного болта 4 относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра. Этот размер должен составлять 1,05... 1,25 мм. На автомобиле ЗАЗ-1102 в этом случае регулируют зазор а=0,3... 0,9 мм между толкателем 5 (см. рис. 280) и поршнем 2. Зазор регулируют вращением толкателя 5 при отпущенной контргайке 7. После регулировки необходимо затянуть контргайку, удерживая толкатель.

Рис. 280. Регулировка свободного хода тормозной педали автомобиля ЗАЗ-1102:

1 — главный цилиндр; 2 поршень; 3 — оболочка; 4 — трос привода выключения сцепления; 5 — толкатель; 6 — педаль сцепления; 7 и 10 — контргайки; 8 — тормозная педаль; 9 — наконечник; 11 — выключатель стоп-сигнала; а — зазор между поршнем и толкателем; б — свободный ход тормозной педали

11 12 13 14 15 16 17

Вверх

Сущность библиотеки