Устройство автомобиля

13.2 Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем

В связи с тем что при прокачивании тормозной системы возникает разность давлений в ее независимых контурах, на автомобилях A3ЛK-2141, -21412, и ИЖ-21251 срабатывает сигнальное устройство: перемещается его поршень и загорается контрольная лампочка сигнализатора. Для возвращения поршня в нейтральное положение необходимо выполнить следующие операции:

полностью опустить рычаг стояночной тормозной системы;

на любом из передних колес снять защитный резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха нижнего большого цилиндра и вывернуть клапан на пол-оборота;

помощнику плавно нажимать на педаль до того момента, когда погаснет контрольная лампа, после чего, удерживая педаль в нажатом состоянии, плотно завернуть клапан и отпустить педаль;

надеть на клапан защитный резиновый колпачок.

Ремонт стояночных тормозных систем легковых автомобилей заключается в замене изношенных деталей тросового привода и регулировке стояночной тормозной системы. Основными и наиболее изнашиваемыми элементами тросового привода стояночной тросовой системы легкового автомобиля являются тросы. В процессе эксплуатации автомобиля происходит увеличение их длины (вытягивание), а также обрыв их нитей, что приводит к снижению эффективности или отказу стояночной тормозной системы. При незначительном вытягивании троса и (или) износе тормозных колодок задних колес производится восстановление эффективности работы стояночной тормозной системы путем ее регулировки. При невозможности восстановления эффективности работы стояночной тормозной системы производится замена вышедших из строя тросов и (или) изношенных тормозных колодок задних колес, после чего выполняется регулировка стояночной тормозной системы.

Замена троса стояночного тормоза производится в следующем порядке: ослабить натяжение уравнителя и отсоединить переднюю часть троса; отсоединить крепления троса к кузову; отсоединить задние концы троса (тросов) от разжимных рычагов тормозных механизмов колес и вынуть их из механизмов. Установка троса производится в обратном порядке. Перед установкой нового троса следует смазать его графитной смазкой. После установки производится регулировка стояночного тормоза.

Регулировка стояночной тормозной системы производится при снижении эффективности ее работы, а также при ремонте тормозов задних колес (ремонте или замене тормозных колодок, тормозного барабана). Исправная стояночная тормозная система должна удерживать нагруженный автомобиль на уклоне не менее 30% (для автомобилей ВАЗ и АЗЛК) или 25% (для остальных автомобилей) при перемещении рычага вверх не более чем на 5 зубцов зубчатого сектора. При невыполнении этих условий необходимо отрегулировать ход рычага стояночной тормозной системы в такой последовательности:

опустить рычаг 2 (см. рис. 155) в крайнее нижнее положение и поднять вверх на один-два зубца сектора 4;

отпустить контргайку 9 и, вращая регулировочную гайку 8, натянуть тросы 10. На автомобиле ЗАЗ-1102 для натяжения тросов при вращении регулировочной гайки следует придерживать ключом квадратный в сечении наконечник малого троса, соединяющего рычаг с уравнителем;

проверить полный ход рычага, который должен составлять 4—5 зубцов, и при этом должно происходить надежное затормаживание колес.

Если при данной регулировке не удается обеспечить полный ход рычага в пределах пяти зубцов сектора, что может быть вызвано растяжением тросов, необходимо заменить тросы. Если после регулировки полный ход рычага обеспечивается в пределах пяти зубцов, но затормаживание не происходит, что может быть при значительном износе накладок колодок тормозных механизмов задних колес, необходимо отрегулировать зазоры между колодками и тормозными барабанами либо заменить тормозные колодки.

Вверх

Сущность библиотеки