Устройство автомобиля

13.2 Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем

На автомобилях ВАЗ-2109, -2105 и ЗАЗ-1102 для регулировки зазоров между колодками и барабанами надо снять тормозные колодки, как это описано ранее, и установить колодки в другие прорези распорных планок.

На автомобилях АЗЛК-2141 и -21412, имеющих составные распорные планки с регулировочными гайками, следует регулировать зазоры без снятия тормозных барабанов в такой последовательности:

опустить рычаг тормоза в крайнее нижнее положение;

полностью ослабить тросы привода стояночной тормозной системы, для чего отвернуть контргайку 9 и регулировочную гайку 8 (см. рис. 155) на 5... 10 мм;

при вывешенных задних колесах вынуть заглушку из отверстия 12 (см. рис. 139, б) в щите тормозного механизма на одном из задних колес. Через указанное отверстие отверткой вращать зубчатую регулировочную гайку 3 (см. рис. 139, а) по часовой стрелке (если смотреть в направлении передних колес) до затормаживания колес;

отвернуть регулировочную гайку на два зубца и натянуть 2—3 раза рукой трос привода стояночной тормозной системы либо нажать 2—3 раза на тормозную педаль;

проверить, задевают ли колодки за барабан при вращении колеса, и, если задевают, повторять предыдущую операцию до тех пор, пока задевание не прекратиться;

отрегулировать зазоры на другом колесе;

отрегулировать ход рычага, как описано ранее;

закрыть регулировочные отверстия заглушками.

На автомобиле ИЖ-21251 регулировка зазоров между колодками и барабанами производится со снятым барабаном поворотом эксцентрика 4 (см. рис. 142) при отпущенной контргайке.

При невозможности обеспечения необходимой регулировки зазоров указанным способом ввиду сильного износа тормозных колодок производится перестановка распорной планки 14 рисками 15 в сторону тормозного щита 5 с повторной регулировкой зазора эксцентриком 4. Проверка регулировки производится после установки тормозного барабана путем его вращения одной рукой и натяжения троса другой рукой.

Техническое обслуживание тормозных систем. Ежедневно перед выездом нужно проверять уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов (при необходимости долить жидкость, определить и устранить причину падения ее уровня), проверять герметичность рабочей тормозной системы путем проверки эффективности ее работы пробными торможениями на ходу, а также ход рычага стояночной тормозной системы и способность ее удерживать автомобиль на уклоне.

При исправной тормозной системе полное торможение должно происходить после однократного нажатия на педаль примерно на половину ее хода, при этом водитель должен ощущать большое сопротивление к концу хода педали. Если сопротивление и торможение наступают при отжатии педали на большую величину, то это свидетельствует об увеличении зазора между тормозными барабанами и колодками. Если же сопротивление педали слабое, она пружинит и легко отжимается до пола, а полного торможения не происходит или происходит после нескольких последовательных нажатий, это означает, что в систему проник воздух. В этом случае надо немедленно определить и устранить причины попадания в систему воздуха, поскольку даже малейшее нарушение герметичности может привести к опасным последствиям при необходимости резкого торможения.

Растормаживание должно происходить быстро и полностью, что определяется по накату автомобиля после отпускания педали тормоза.

Вверх

Сущность библиотеки