Устройство автомобиля

13.2 Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем

При заклинивании поршня в цилиндре можно попытаться его разработать, не снимая скобы с автомобиля. Для этого надо удалить с поршня защитный чехол (как правило, поврежденный), вставить между поршнем и диском колеса вместо изношенной колодки монтажную лопатку или другой аналогичный инструмент с плоской поверхностью и достаточной длиной рычага и, поочередно, то нажимая на тормозную педаль, то утапливая поршень лопаткой, добиться увеличения его хода, вплоть до полного утапливания. Для выполнения данной операции желательно привлечь помощника, поручив ему нажимать на тормозную педаль. Применять для выполнения данной операции какие-либо расклинивающие приспособления (например, зубило с молотком) не рекомендуется, так как чрезмерные и особенно ударные нагрузки могут привести к разрушению тормозного диска или суппорта. При разработке поршня следует постоянно смачивать его поверхность тормозной жидкостью и удалять с нее следы загрязнений и коррозии. После восстановления полного и легкого перемещения поршня в цилиндре устанавливают на поршень новый защитный чехол. При невозможности расклинивания поршня указанным способом следует заменить скобу в сборе либо только рабочие цилиндры с поршнями (на автомобилях ВАЗ), для чего необходимо снять скобу переднего тормоза с автомобиля.

Проверка состояния и ремонт тормозного диска производится при повышенном и неравномерном износе тормозных колодок из-за образования на рабочей поверхности диска глубоких рисок, задиров, а также изза неравномерного его износа. Неравномерный износ диска определяется по биению его рабочей поверхности 1, проверяемому при вращении диска с помощью установленной на штативе индикаторной головки 2 (рис. 282).

Рис. 282. Проверка биения рабочих поверхностей тормозного диска автомобиля ИЖ-21251

При биении диска свыше 0,12 ... 0,15 мм, а также при наличии на его поверхности глубоких рисок и задиров диск необходимо снять с автомобиля, проточить и перешлифовать. Минимальная допустимая толщина диска составляет, мм:

ВАЗ-2109....................................10,8
ЗАЗ-1102.....................................8,0
ВАЗ-2105.....................................9,5
АЗЛК-2141, -21412, ИЖ-212521...11,0

При толщине диска менее указанных выше значений его необходимо заменить на новый.

Снятие тормозного диска производится вместе со ступицей колеса (см. раздел «Ремонт ступиц колес»), после чего диск может быть отъединен от ступицы. На автомобиле ЗАЗ-1102 тормозной диск снимают после снятия со ступицы ее фланца, который крепится к ступице шестью болтами.

Замена тормозного шланга производится при обнаружении на нем повреждений — выпучиваний, растрескиваний и т. п., а также в профилактических целях после длительной (свыше 5 лет) эксплуатации автомобиля. Для снятия вышедшего из строя тормозного шланга необходимо отъединить от него тормозную трубку, а затем вывернуть его из скобы тормоза. Главную трудность представляет выворачивание из шланга резьбового штуцера трубки. Для облегчения выворачивания штуцер смачивают тормозной жидкостью и используют специальный ключ с прорезью.

Вверх

Сущность библиотеки