Устройство автомобиля

13.2 Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем

Необходимость вдвигания поршней рабочего цилиндра (сдвигания колодок) при снятии тормозного барабана обычно возникает при значительном его износе (образовании буртика).

На автомобилях ВАЗ и АЗЛК снятие барабана производится аналогичным образом, только вместо винтов откручивают два установочных штифта 15 (см. рис. 138), которые затем вворачивают в специальные технологические отверстия 17 барабана для его снятия.

На автомобиле ЗАЗ-1102 тормозной барабан, выполненный как одно целое со ступицей снимается после отворачивания гайки 2 (см. рис. 118) крепления ступицы на цапфе 9 балки подвески вместе с подшипниками ступицы. При необходимости его замены производится разборка ступицы в порядке, описанном в разделе «Ремонт ступиц колес».

Необходимо помнить, что при снятом тормозном барабане нельзя нажимать на педаль тормоза во избежание выдвигания поршней из рабочего цилиндра и вытекания через него тормозной жидкости.

Проверка технического состояния тормозного барабана заключается в осмотре внутренней рабочей поверхности с целью обнаружения глубоких рисок, а также в измерении внутреннего диаметра с целью определения величины износа и овальности рабочей поверхности. При наличие глубоких рисок на рабочей поверхности и ее овальности более 0,2 мм барабан подлежит ремонту или замене, если диаметр изношенной рабочей поверхности превышает номинальный более чем на 1,0...1,6 мм.

Ремонт тормозного барабана осуществляется путем расточки и шлифования его внутренней рабочей поверхности с базированием по центральному отверстию. При этом внутренний диаметр барабана после расточки и шлифования не должен превышать следующих предельных значений, мм:

ВАЗ-2109....................................201,5
АЗЛК-2141, -21412, ИЖ-212521...231,6
ЗАЗ-1102....................................181,5
ВАЗ-2105....................................251,0

При диаметрах барабанов, превышающих указанные выше значения, их необходимо заменить на новые. Для обеспечения одинакового торможения колес следует растачивать или заменять барабаны левого и правого колеса одновременно.

При образовании на внутренней поверхности барабана буртика, препятствующего его снятию (при отсутствии глубоких рисок и допустимой величине износа рабочей поверхности), можно удалить буртик шабером или напильником, для чего снятый с автомобиля барабан устанавливают на автомобиль наоборот (внутренней поверхностью наружу) и приводят во вращение, включив II-III передачу.

Проверка состояния и замена колодок барабанных тормозных механизмов задних колес производится после снятия тормозного барабана. Толщина фрикционных накладок задних тормозных колодок должна быть не менее 1,0 мм для автомобиля ЗАЗ-1102, не менее 2,0 мм для автомобиля ВАЗ-2105 и не менее 1,5 мм — для остальных автомобилей. При износе накладок колодок до указанных предельных величин колодки необходимо заменить или отремонтировать. В случае замасливания тормозных колодок их нужно промыть бензином и зачистить наждачной шкуркой.

Снятие тормозных колодок заднего тормоза автомобилей ВАЗ и ЗАЗ-1102 производится следующим образом:

вынуть шплинт 9 (см. рис. 138, а) или отвернуть (на автомобиле ЗАЗ-1102) гайку 11 (см. рис. 140) крепления разжимного рычага 13 (см. рис. 138, а), снять рычаг и отсоединить его от наконечника троса привода стояночной тормозной системы;

снять верхнюю 8 и нижнюю 3 стяжные пружины;

освободить прижимные пружины 5 или повернуть (на автомобиле ВАЗ-2105) чашки опорных стоек 5 (см. рис. 141), снять пружины 6 вместе со стойками и тормозные колодки 4 (см. рис. 138, а) с распорной планкой 10.

Вверх

Сущность библиотеки