Устройство автомобиля

15.1 Неисправности и ТО аккумуляторной батареи

Аккумуляторную батарею, поставленную на хранение, следует ставить на подзарядку при разряде на 25... 30%, что соответствует снижению плотности электролита в аккумуляторах на 0,04... 0,05 г/см3. Определение напряжения батареи под нагрузкой производится с использованием специальных пробников с вольтметром и нагрузочными сопротивлениями, имитирующими нагрузку от включения стартера (рис. 291).

Рис. 291. Пробник аккумуляторный Э-107.

Для измерения батареи под нагрузкой с использованием пробника его контакты плотно прижимают к выводам батареи и в конце пятой секунды регистрируют показание вольтметра. Если напряжение не менее 9 В — батарея исправна, а если оно ниже, то батарею нужно зарядить.

Определение ЭДС батареи без нагрузки производится пробником при отключенных нагрузочных сопротивлениях либо вольтметром со шкалой на 30 В и ценой деления 0,2 В с соблюдением полярности. Для обеспечения необходимой точности измерение производится примерно через 1 ч после заряда (либо прекращения движения автомобиля) при температуре электролита 15... 30°С. По величине ЭДС можно судить о заряженности батареи — уменьшение ЭДС батареи на 0,01 В соответствует снижению ее заряженности примерно на 1%.

Определение фактической емкости батареи производится с использованием так называемого контрольного цикла заряда-разряда, при котором производится сначала заряд батареи током, численно равным 0,05С2020 — номинальная емкость батареи), а затем разряд током О,05С20 (с помощью специального прибора или реостата с амперметром) до напряжения на выводах батареи 10,5 В. Фактическая емкость Сф батареи определяется умножением времени ее разряда tp в часах на величину разрядного тока в амперах, численно равную 0,05С20, т. е. Сф=tp0,05С20 А• ч.

Если измеренная фактическая емкость батареи меньше 40% ее номинальной емкости, то она подлежит замене, а если больше, то после полного заряда (обычно с применением описанного выше контрольного режима заряда) ее нужно установить на автомобиль для дальнейшей эксплуатации.

При определении технического состояния аккумуляторной батареи на практике обычно ограничивают определением степени заряженности батареи по изменению плотности электролита для определения необходимости ее подзарядки, а исправность батареи и пригодность ее к дальнейшей эксплуатации определяют исходя из возможности надежного пуска двигателя и нормального заряда батареи.

Вверх

Утомление при мышечной деятельности