Устройство автомобиля

15.1 Неисправности и ТО аккумуляторной батареи

Заряд аккумуляторной батареи в целях обеспечения его наибольшей полноты, а также повышения срока службы батареи рекомендуется производить при постоянной величине зарядного тока, численно равной 0,05С20 с применением специальных зарядных устройств. Заряд батареи считается полным, если напряжение на ее выводах остается постоянным в течение 2 ч, при этом во всех аккумуляторах должно наблюдаться бурное газовыделение («кипение»).

Плотность электролита после окончания заряда во всех аккумуляторах батареи не должна различаться более чем на 0,01 г/см3. При необходимости следует произвести коррекцию плотности электролита, как описано выше.

Восстановительный цикл заряда-разряда батареи проводится для восстановления ее емкости, снизившейся в результате сульфатации ее пластин или загрязненности электролита. Для этого из разряженной током О,1С20 до 10,2В батареи нужно слить старый электролит, промыть ее дистиллированной водой и, залив в нее электролит пониженной плотности 1,1 г/см3, зарядить ее малым током, равным 0,02 С20 до появления признаков окончания заряда (стабилизация плотности электролита и ЭДС, «кипение» электролита). После этого слить из батареи электролит пониженной плотности, залить электролит нормальной плотности и полностью зарядить батарею током 0,05 С20, как описано выше. Для полного слива электролита или промывочной дистиллированной воды батарею следует выдерживать в перевернутом вниз отверстиями положении каждый раз в течение 5...10 мин.

Вышеописанный восстановительный цикл целесообразно совместить с контрольным циклом заряда-разряда (см. «Проверка технического состояния аккумуляторной батареи»), измерив при разряде батареи ее фактическую емкость. Это позволит точно определить техническое состояние батареи и избежать излишней потери времени на проведение длительного восстановительного заряда в случае непригодности батареи к дальнейшему использованию (при фактической емкости менее 40%).

При заряде батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов, поэтому заряд батареи следует производить в отдельном, хорошо проветриваемом помещении, не допуская появления в непосредственной близости от батареи, открытою огня или искр (например, при сварке и т. п.).

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят от своевременного обслуживания и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. При техническом обслуживании надо протереть поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.

Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при открытом огне.

Необходимо периодически проверять уровень электролита и его плотность, а при необходимости производить полную проверку батареи, как описано выше, в целях более точного определения ее состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Для длительного хранения батарею необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном состоянии в сухом месте при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С, имея в виду, что, чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд. Каждые 3 месяца следует контролировать заряженность батареи по плотности электролита и при необходимости производить ее подзаряд.

При хранении батареи непосредственно на автомобиле следует отсоединить провода от полюсных штырей (если отсутствует специальный выключатель). Надо помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см3 составляет минус 7°С, плотностью 1,22 г/см3 — минус 37°С и плотностью 1,31 г/см3 — минус 66°С. Замерзание электролита приводит к разрушению и короблению пластин, появлению трещин в баке и выходу из строя аккумуляторов батареи.

При наличии белого или зеленоватого налета на выводах батареи и клеммах проводов необходимо снять клеммы и удалить налет влажной тряпкой, зачистить контакты до металлического блеска металлической щеткой или шлифовальной шкуркой и после установки клемм нанести на их поверхности тонкий слой смазки ВТВ-1 или другой кислотостойкой консистентной смазки. При снятии клемм не следует прикладывать чрезмерных усилий или делать это при помощи ударов, так как это может привести к поломке ее выводов или появлению трещин на крышке и выходу батареи из строя. Для легкого снятия клемм с выводов следует отпустить стяжной болт крепления клеммы и раздвинуть ее щечки при помощи отвертки.

Вверх

Утомление при мышечной деятельности