Устройство автомобиля

2.5 Смазочная система

 

Рис. 25. Шестеренные масляные насосы:

а — детали насоса двигателя ВАЗ-2108 с внутренним зацеплением шестерен; б, г — схемы работы насосов соответственно с внутренним и наружным зацеплениями шестерен; в — детали насоса двигателей ВАЗ-2106 и -2105 с эвольвентным наружным зацеплением шестерен; 1 и 14 — корпусы насосов; 2 и 13 — ведомые шестерни; 3 и 15 — ведущие шестерни; 4 — резьбовая пробка редукционного клапана; 5 — передний сальник коленчатого вала; 6 — крышка насоса; 7 и 11 — маслоприемники; 8 — серповидный выступ между шестернями; 9 и 12 — редукционные клапаны; 10 и 20 — пружины клапанов; 16 — ось ведомой шестерни; 17 — вал привода ведущей шестерни; 18 и 19 — ведущая и ведомая шестерни привода масляного насоса

Масляный насос двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245 (рис. 25, а) состоит из корпуса 1 и крышки 6 с полостями всасывания и нагнетания. В корпусе помещается редукционный клапан 9 (рис. 25, б) поршневого типа с пружиной 10, ведущая 3 и ведомая 2 шестерни с внутренним трохоидальным зацеплением, что снижает потерю мощности на привод насоса и повышает его производительность по сравнению с эвольвентным зацеплением. Ведущая шестерня 3 устанавливается на коленчатом вату. Маслоприемник 7 с сетчатым фильтром крепится к корпусу насоса и к крышке коренного подшипника. Вращающиеся шестерни вначале засасывают масло во впускную полость, а затем впадинами зубьев перегоняют его в нагнетательную полость и далее в масляный фильтр. При повышении давления сверх нормы из-за возрастания производительности насоса с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя насос подает масла больше, чем необходимо для работы двигателя. Давление при этом повышается сверх нормы, и редукционный клапан 9 открывается, преодолевая сопротивление пружины 10.

Вверх