Устройство автомобиля

9.4 Виды дефектов и методы контроля деталей автомобилей

Отклонение от перпендикулярности осей отверстий проверяют с помощью оправки 1 с индикатором 2 (рис. 197, а) или калибра 3 (рис. 197, б), измеряя зазоры Δ1 и Δ2 на длине L. В первом случае отклонение осей от перпендикулярности определяют как разность показаний индикатора в двух противоположных положениях, во втором — как разность зазоров Δ1−Δ2.

Рис. 197. Контроль отклонения от перпендикулярности осей отверстий с помощью оправки с индикатором (а) и калибра (б):

1 — оправка; 2 — индикатор; 3 — калибр

Отклонение от параллельности оси отверстия относительно плоскости проверяют на плите путем изменения индикатором 2 отклонения размеров h1 и h2, на длине L (рис. 198). Разность этих отклонений соответствует отклонению от параллельности оси отверстия и плоскости.

Рис. 198. Контроль отклонения от параллельности оси отверстия относительно плоскости:

1 — оправка; 2 — индикатор; 3 — штатив; 4 — плита

Отклонение от перпендикулярности оси отверстия к плоскости определяют на диаметре D как разность показаний индикатора 1 при вращении на оправке 2 относительно оси отверстия (рис. 199, а) или путем измерения зазоров в двух диаметрально противоположных точках по периферии калибра 3 (рис. 199, б). Отклонение от перпендикулярности в этом случае равно разности результатов измерений Δ1−Δ2 на диаметре D.

Контроль скрытых дефектов особенно необходим для ответственных деталей, от которых зависит безопасность движения автомобиля. Для контроля применяют методы опрессовки, красок, магнитный, люминесцентный и ультразвуковой.

Рис. 199. Контроль отклонения от перпендикулярности оси отверстия к плоскости с помощью оправки с индикатором (а) и калибра (б):

1 — индикатор; 2 — оправка; 3 — калибр

Вверх

Спрос