5. Проверить зазоры плоским щупом у первого и третьего кулачков, считая по порядку от зубчатого шкива распределительного вала, и при необходимости отрегулировать их путем подбора регулировочных шайб 5 (см. рис. 12, а). Сменные шайбы поставляются как запчасти от 3 до 4,25 мм с интервалами толщины 0,05 мм. Для замены шайбы толкатель с клапаном отжимают вниз специальной оправкой 2 (рис. 216) и удерживают в нижнем положении фиксирующим приспособлением 4, которое устанавливается между краем толкателя и распределительным валом. Старую (изношенную) шайбу 5 удаляют щипцами с узкими губками через прорезь в верхней части толкателя 3 и устанавливают новую толщиной, обеспечивающей получение нормального зазора, который снова проверяют после удаления удерживающего приспособления.
Рис. 216. Приспособления, применяемые при регулировке тепловых зазоров клапанов двигателя ВАЗ-2108:
а — отжатие толкателя оправкой; б — удержание толкателя в нижнем положении фиксирующим приспособлением; 1 — распределительный вал; 2 — оправка для отжатая толкателя; 3 — толкатель; 4 — фиксирующее приспособление; 5 — регулировочная шайба; 6 — торец стержня клапана; 7 — масляная ванна в головке цилиндров
6. После регулировки зазоров первого и третьего кулачков, поворачивая коленчатый вал каждый раз на 180°, следует проверить и отрегулировать зазоры у остальных кулачков попарно в такой последовательности: 5 — 2, 8 — 6 и 4 — 7. При этом нужно иметь в виду, что первым (считая от шкива распределительного вала) является выпускной клапан, затем следуют два впускных, два выпускных, снова два впускных и выпускной клапан у всех рассматриваемых двигателей.
Залить масло в ванны головки цилиндров и установить на место детали и приборы, снятые для выполнения регулировки.
Регулировка зазоров клапанов двигателей ВАЗ-2105 и -2106 осуществляется в следующей последовательности.
1. Вывернуть свечи зажигания.
2. Снять крышку головки цилиндров, отвернув гайки ее крепления.
3. Проворачивая коленчатый вал специальным ключом за шестигранник храповика, установить поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия, совместив показанные стрелками на рис. 217, а метки на звездочке 1 распределительного вала и выступе 2 корпуса подшипников.
Рис. 217. Установочные метки и регулировочные устройства тепловых зазоров на двигателях:
а — ВАЗ-2106; б, в, г—УЗАМ-ЗЭ1 и 412; 1 — звездочка распределительного вала; 2 — выступ на корпусе подшипников распределительного вала; 3 — контргайка; 4 — регулировочный болт; 5 — рычаг привода клапана; 6 — штифт; 7 — щуп; 8 — регулировочный винт; 9 — торцовый ключ; 10 — стержень клапана; 11 — гаечный ключ; А — метка на шкиве, соответствующая ВМТ; Б — метка установки начального момента зажигания