Устройство автомобиля

Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов необходима для обеспечения эффективной работы и долговечности двигателя. При увеличенном тепловом зазоре появляется частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый при малой частоте вращения на холостом ходу. При этом происходит усиленное изнашивание торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб, падение мощности двигателя, так как сокращается время нахождения клапанов в открытом положении и вследствие этого ухудшается наполнение горючей смесью и очистка цилиндров от отработавших газов. При малом зазоре или его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных — из карбюратора. При этой неисправности клапаны неплотно садятся в седлах, что приводит к снижению компрессии, уменьшению мощности двигателя и обгоранию головок клапанов.

Для предотвращения этих неисправностей нужно периодически проверять и своевременно регулировать тепловые зазоры, а при износах клапанов и седел притирать их к седлам или заменять. Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов производится на холодном двигателя при температуре 15...20°С. Величина тепловых зазоров клапанов на рассматриваемых двигателях составляет:

на двигателе ВАЗ-2108 — 0,15...0,25 мм у впускных и 0,30...0,40 мм у выпускных;

на двигателе МеМЗ — 0,15 мм у впускных и 0,30 мм у выпускных;

на остальных двигателях — 0,15 мм на всех клапанах.

Регулировка зазоров клапанов двигателя ВАЗ-2108 требует специального инструмента и приспособлений и производится в следующем порядке.

1. Снять воздухоочиститель с терморегулятором, отсоединив от него шланг системы вентиляции картера, а гофрированный шланг подачи теплого воздуха — от заборника теплого воздуха. Отсоединить от карбюратора и крышки головки цилиндров тросы приводов воздушной и дроссельной заслонок карбюратора.

2. Снять крышку головки цилиндров, отсоединив от нее шланги системы вентиляции картера.

3. Вывернуть свечи зажигания для облегчения проворачивания коленчатого вала и удалить масло из ванн головки блока цилиндров.

4. Проворачивая коленчатый вал за болт ключом, совместить метку Б на шкиве распределительного вала с меткой А (см. рис. 12, б) на задней защитной крышке (положение поршней первого и четвертого цилиндров в ВМТ) и дополнительно провернуть коленчатый вал на 40...50° (2,5...3,0 зуба шкива распределительного вала).

Вверх