Устройство автомобиля

10.2 Проверка технического состояния двигателя на автомобиле

Причина недостаточной компрессии в цилиндре двигателя может быть также выявлена подачей в него сжатого воздуха. Для этого поршень этого цилиндра устанавливают в ВМТ такта сжатия (когда оба клапана закрыты), затормаживают коленчатый вал двигателя и автомобиль включением передачи и стояночного тормоза.

Затем вворачивают вместо свечи штуцер, к которому подсоединяют шланг от компрессора, и подают в цилиндр сжатый воздух под давлением 2... 3 кгс/см2, либо подают воздух от компрессора через компрессометр, если последний имеет соответствующий штуцер для подвода сжатого воздуха, либо используют для этого специальный пневмотестер К-272 или прибор К-69М.

Утечка воздуха через карбюратор свидетельствует о неплотности впускного клапана, через глушитель — выпускного, а выход воздуха через радиатор (в нем появляются пузырьки) либо в соседний цилиндр (обнаруживается по характерному шипению) свидетельствует о повреждении прокладки головки цилиндров.

Проверка состояния двигателя по шумам и стукам позволяет выявить повышенные зазоры в сопряжениях деталей при их повышенных износах: зазоры между шейками и подшипниками коленчатого и распределительного валов, между поршнями и цилиндрами и поршневыми кольцами, между клапанами и коромыслами или регулировочными винтами, между зубьями распределительных шестерен, а также между цепью и звездочками привода механизма газораспределения. Повышенную шумность работы двигателя нетрудно обнаружить на слух, однако определить конкретное место стука в сопряженных деталях удается лишь опытным автомеханикам. Для этого применяют электронный (рис. 202, а) или обычный (рис. 202, б) стетоскоп. При прослушивании шумов и стуков стетоскопом его слуховой стержень 4 или 5 прижимают к поверхности двигателя в месте расположения предполагаемого источника шума и прослушивают характер стука или шума через наушник 1 или наконечники 6.

Рис. 202. Стетоскопы:

а — электронный; б — обычный; 1 — наушник; 2 — элемент питания; 3 — транзисторный усилитель; 4 и 5 — слуховые стержни; 6 — наконечники

Вверх