Устройство автомобиля

10.9 Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

При регулировке натяжения ремня необходимо иметь ввиду, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет нагреваться и это приведет к его износу и расслоению. В то же время при чрезмерном натяжении ремня будет происходить ускоренный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.

Замасливание ремня удаляется после его снятия протиркой ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Снятие и установка ремня привода водяного насоса и генератора производятся следующим образом. Для снятия ремня необходимо ослабить крепления генератора, как описано выше, прижать генератор с помощью монтажной лопатки к блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива. Установку ремня производят в обратном порядке. После установки ремня проверяют его натяжение и при необходимости производят регулировку натяжения.

При обрыве ремня производится установка нового ремня и проверка его натяжения в описанном выше порядке.

Проверка электропривода вентилятора производится по температуре охлаждающей жидкости, при которой происходит его включение и выключение. Температура замыкания контактов устанавливаемого на изучаемых автомобилях датчика включения электродвигателя вентилятора ТМ108 составляет 89... 94°С.

Если при данной температуре не происходит включения вентилятора или же он не отключается при снижении температуры ниже 80°С, то необходимо найти и устранить причину неисправности (устранить обрыв в электрической цепи привода вентилятора, заменить неисправный датчик или электродвигатель вентилятора).

Проверка действия термостата может производиться непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80... 90°С. При этом стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3... 4 мм от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80... 100 мм на цифровом указателе. Однако более просто и удобно производить проверку термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412, который не вмонтирован в закрытый штампованный корпус, как на других двигателях), если снять его с двигателя. Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру температуру начального и полного открытия клапанов, а также их ход.

Термостат считается исправным, если температура начала открытия основного клапана и его ход составляют соответственно:

85...89"С и ход клапана не менее 8 мм — для двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245;

77... 86°С и ход клапана не менее 6 мм — для остальных рассматриваемых двигателей.

При выходе контролируемых параметров за указанные выше пределы термостат подлежит замене. При поломке жидкостного насоса его снимают с двигателя, разбирают и восстанавливают его работоспособность заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на новый.

Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяется внешним осмотром и устраняется вначале прочисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.

Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения, после чего промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.

Вверх