Устройство автомобиля

10.9 Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

3. У насосов УЗАМ-331 и -412 с помощью пресса или ударов по оправке выпрессовать из корпуса насоса валик 16 (см. рис. 23) с подшипниками 15 и ступицей 17 в сборе. Затем спрессовать с валика ступицу 17 и снять подшипники 15 с распорной втулкой.

После замены подшипников произвести сборку в обратном порядке. Запрессовка ступицы и подшипников производится до упора. У насосов остальных двигателей производят запрессовку в корпус нового подшипника в сборе с валиком при помощи пресса или ударов по оправке до совпадения гнезда стопорного винта 2 (см. рис. 22) подшипника с отверстием винта в корпусе насоса. После запрессовки подшипника завертывают стопорный винт и зачеканивают контуры его гнезда, чтобы он не отвернулся. Затем с помощью оправок нужно напрессовать на валик насоса зубчатый шкив (у насосов двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) или ступицу (у насосов остальных двигателей) и крыльчатку. Для обеспечения требуемых сборочных размеров (см. рис. 22) при напрессовке ступицы и крыльчатки на валик насоса двигателей ВАЗ-2105 и -2106 применяют специальное приспособление (рис. 225).

Рис. 225. Напрессовка ступицы и крыльчатки на валик жидкостного насоса двигателей ВАЗ-2105 и 2106:

1 — оправка; 2 — ступица; 3 — корпус; 4 — стакан приспособления; 5 — установочный винт

Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно необходимо проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора, отсутствие подтеканий и контролировать уровень охлаждающей жидкости. Во время работы двигателя и сразу после его остановки уровень жидкости повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэтому контроль уровня охлаждающей жидкости следует производить на холодном двигателе (желательно при температуре около 20°С). Уровень охлаждающей жидкости должен быть на автомобилях ВАЗ и ЗАЗ на 2... 3 см выше риски с отметкой «MEN» в расширительном бачке, на автомобилях АЗЛК — на 5... 10 мм выше соединительного шва расширительного бачка, а на автомобиле ИЖ-21251 находиться вблизи наливной горловины радиатора.

В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения двигателей используется Тосол-А40 и Тосол- А65. Эти жидкости представлют собой водные растворы Тосола -AM, состоящего из этиленгликоля и комплекса различных присадок. В связи с тем, что температура кипения этиленгликоля почти в два раза выше температуры кипения воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жидкости в первую очередь испаряется вода. Поэтому для восстановления качества охлаждающей жидкости при отсутствии ее утечек из системы охлаждения двигателя необходимо доливать дистиллированную воду. Если же падение уровня охлаждающей жидкос ти было вызвано ее утечкой, то доливать следует охлаждающую жидкость той же марки, что была залита в двигатель. Поддержание необходимого состава охлаждающей жидкости особенно важно в условиях зимней эксплуатации, поскольку температура кристаллизации Тосола зависит от концентрации его раствора.

Ниже приводятся данные о температурах кристаллизации охлаждающей жидкости при различной концентрации в ней Тосола. Температуры кристаллизации охлаждающей жидкости,°С при соотношениях массы Тосола-AM и дистилированной воды в %%:
100 и 0 - 21,5

80 и 20 - 45

70 и 30 - 49

65 и 35 - 65

60 и 40 - 52

56 и 44 - 40

50 и 50 - 35,3

40 и 60 - 24

Вверх