Устройство автомобиля

10.9 Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

Из приведенных данных видно, что излишняя концентрация Тосола повышает температуру его кристаллизации так же, как и слишком малая его концентрация.

В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол-А40 должна составлять 1,075... 1,085 г/см3, и для Тосола-А65 — 1,085... 1,095 г/см3. В случае несоответствия плотности доливают либо концентрированный Тосол-АМ, либо дистиллированную воду.

Совершенно недопустимо попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов, так как это вызывает резкое вспенивание жидкости, в результате чего двигатель будет перегреваться и может произойти выброс охлаждающей жидкости из радиатора или расширительного бачка. Охлаждающие жидкости Тосол-А40 и ТосолА65 имеют температуру кристаллизации соответственно -40 и -65°С и температуру кипения при атмосферном давлении около 108°С.

При указанных отрицательных температурах жидкость превращается не в лед, а в густую массу, которая не вызывает повреждения радиатора и блока цилиндров двигателя. Эта жидкости не склонны к вспениванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовитыми. При попадании их в организм человека может произойти тяжелое отравление, поэтому их нельзя отсасывать ртом через шланг.

После работы с ними надо хорошо мьггь руки с мылом. Не следует допускать попадания жидкости на окрашенную поверхность кузова во избежании порчи окраски. Хранить жидкость можно в закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или железной, но не оцинкованной посуде.

Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регионах страны круглогодично, а в районах средней полосы и Севера в теплое время года при необходимости допускается заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду, а еще лучше дистиллированную. Для этого из системы охлаждения сливают низкозамерзаюшую жидкость, заливают до полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры (80...90°С).

Затем останавливают двигатель, сливают воду и окончательно заправляют систему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что применение даже мягкой воды способствует образованию накипи на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно при заливке в систему охлаждения воды и особенно жесткой добавлять в нее препарат «Антинакипин». Применять воду в системах охлаждения с алюминиевыми радиаторами не рекомендуется во избежание окисления трубок.

Через 60 ООО км пробега или через два года Тосол надо менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя производится в следующем порядке: снять пробку заливной горловины расширительного бачка, открыть кран отопителя салона кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слить охлаждающую жидкость в посуду, удалить остатки жидкости из расширительного бачка. Затем надо залить в систему чистую воду, дать двигателю поработать 3—4 мин, слить воду и залить Тосол. При заправке Тосол заливают через горловину расширительного бачка до установленного уровня. При утечке жидкости следует доливать в систему охлаждения только Тосол. При снижении уровня жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллированную воду.

Для заполнения системы охлаждающей жидкостью через расширительный бачок на двигателе ВАЗ-2106 необходимо отворачивать специальную пробку 1 (рис. 226) и снимать подводящий шланг отопителя кузова для более полного выхода воздуха из системы. После завертывания пробки и присоединения шланга жидкость доливают до установленного уровня в расширительном бачке.

Рис. 226. Расположение пробки (1) для удаления воздуха из системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106

При заполнении охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя УЗАМ-412 производится удаление воздуха из системы путем выпуска его через разъемный верхний отводящий шланг радиатора отопителя.

Вверх