Устройство автомобиля

10.10 Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

Ремонт масляного насоса заключается в снятии его с двигателя, разборке, проверке состояния его деталей, сборке, проверке работоспособности и установке на двигатель и выполняется обычно при ремонте снятого с автомобиля двигателя после длительной его эксплуатации.

Снятие-установка масляного насоса двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245 производится на снятом с автомобиля двигателе после снятия шкива привода генератора, плоскозубчатого ремня, его кожухов и шкива на коленчатом валу. После этого нужно отвернуть болты крепления насоса и снять его вместе с передним сальником коленчатого вала.

Снятие-установка масляного насоса двигателей УЭАМ-331 и -412 достаточно несложно выполняется снизу автомобиля, не снимая с него двигатель. Для этого нужно установить автомобиль на смотровую канаву, эстакаду и слить масло из двигателя. На автомобиле ИЖ-21251 перед снятием необходимо отвернуть два болта и снять снизу грязезащитный щиток. Затем нужно отвернуть четыре или пять (в зависимости от конструктивного исполнения двигателя) болтов крепления крышки насоса и снять ее вместе с прокладкой, вынуть из расточки нижней крышки звездочек валик насоса с ведущей шестерней, снять с оси ведущую шестерню и вывернуть редукционный клапан.

Снятие-установка масляного насоса двигателей ВАЗ-2106 и -2105 также могут быть осуществлены без снятия двигателя с автомобиля. Для этого необходимо снять поддон картера двигателя. На автомобиле ВАЗ-2105 для этого предварительно ослабляют крепления передних боковых опор двигателя, вывешивают его, опирая на подставку, чтобы между поддоном картера и поперечиной образовался достаточный зазор (около 150 мм) и снимают подцон масляного картера. После этого отворачивают болты крепления масляного насоса и гайку крепления маслоприемника и снимают масляный насос вместе с его прокладкой и маслоприемником.

Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245.

Разборка насоса производится в следующем порядке:

вывернуть шесть болтов (у насоса МеМЗ-245 шесть винтов) крепления крышки 6 (см. рис. 25) насоса к корпусу 1;

разъединить корпус с крышкой и вынуть ведомую 2 и ведущую 3 шестерни;

отсоединить маслоприемник 7 и выпрессовать передний сальник 5 коленчатого вала;

вывернуть пробку редукционного клапана и вынуть клапан с пружиной.

Перед контролем состояния деталей после разборки насоса необходимо тщательно промыть и продуть его детали сжатым воздухом. Контроль износа деталей масляного насоса включает в себя проверку зазоров между зубьями шестерен (рис. 227, а), между ведомой шестерней и корпусом насоса (рис. 227, б), между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом насоса (рис. 227, в), между торцами шестерен и полостью корпуса насоса, а также проверку упругости пружины редукционного клапана. Проверка зазоров между деталями насоса производится при помощи щупов, имеющих толщину, равную предельному значению для измеряемого зазора. При свободном прохождении щупа в зазор между деталями необходимо заменить ту из них, которая наиболее изношена, а при невозможности устранения чрезмерно большой величины зазора заменой одной детали производят замену обеих сопряженных деталей.

Рис. 227. Проверка зазоров между деталями масляного насоса двигателя МеМЗ-245:

а — между зубьями шестерен масляного насоса; б — между наружным диаметром верхней шестерни и корпусом масляного насоса; в — между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом масляного насоса; г — между торцами шестерен и плоскостью корпуса масляного насоса

Вверх