Устройство автомобиля

11.1 Ремонт сцепления

Неполное выключение сцепления сопровождается затрудненным переключением передач, ударами зубьев синхронизаторов и шестерен коробки передач, при этом не исключена возможность их поломки. Такая неисправность сцепления может возникнуть в результате нарушения регулировки привода выключения сцепления (увеличения свободного хода рычага вилки выключения сцепления или увеличения зазоров в гидроприводе), перекоса или коробления ведомого и (или) нажимного дисков, обрыва фрикционных накладок, а также нарушения герметичности гидропривода выключения сцепления и попадания в него воздуха, засорения отверстия в бачке.

Для устранения неисправности следует проверить и отрегулировать привод сцепления.

При перекосе или короблении ведомого и (или) нажимного диска образуется неодинаковый зазор между дисками, а в отдельных местах зазор отсутствует полностью. Эта неисправность чаще всего возникает при перегреве сцепления в результате пробуксовки. Устраняется она заменой накладок или всего ведомого диска и (или) заменой нажимного диета с кожухом в сборе.

В случае отрыва или поломки фрикционных накладок поврежденная накладка заклинивается между ведомым и ведущим дисками и не позволяет полностью выключить сцепление; в этом случае сцепление необходимо разобрать и заменить накладки или весь ведомый диск.

Нарушение герметичности гидропривода выключения сцепления происходит вследствие утечки жидкости через соединения, поврежденные трубопроводы, а также через загрязненные или изношенные уплотнения в главном и рабочем цилиндрах. При этом в гидросистему попадает воздух. Негерметичность устраняется подтяжкой соединений, промывкой загрязненных и заменой поврежденных или изношенных деталей. При попадании в систему воздуха сопротивление педали сцепления уменьшается (педаль «проваливается»).

Удаление воздуха из системы гидропривода сцепления производится в следующем порядке: заполнить бачок гидропривода жидкостью до нормального уровня; очистить клапан выпуска воздуха от загрязнений; снять защитный колпачок; надеть на клапан шланг и опустить его в сосуд с жидкостью, заливаемой в привод; попросить помощника резко нажать на педаль сцепления 3—5 раз и удерживать педаль сцепления в нажатом положении некоторое время, в течение которого нужно отвернуть за головку клапан выпуска воздуха на пол-оборота до прекращения выхода воздуха (пузырьков) из шланга, опущенного в сосуд, и завернуть клапан.

Если выход воздуха (пузырьков) не прекратится, надо повторить процесс и после прекращения выхода воздуха завернуть клапан до отказа при нажатой педали. Во время прокачивания жидкости необходимо наблюдать за ее уровнем и добавлять жидкость в бачок. При засорении отверстия в крышке бачка необходимо его прочистить и прокачать гидропривод.

Резкое включение сцепления, несмотря на медленное и плавное отпускание педали, сопровождается рывком при трогании автомобиля. Эта неисправность может быть следствием изнашивания накладок ведомого диска и заедания его ступицы на шлицах ведущего вала коробки передач, снижения его осевой упругости, наличия задиров на поверхности маховика или нажимного диска, заедания муфты выключения сцепления или заедания в приводе выключения сцепления. В этих случаях следует заменить ведомый диск или все сцепление в сборе, отшлифовать маховик или заменить его новым, устранить причины заедания привода и заменить поврежденные детали.

Повышенный шум при включении сцепления может наблюдаться в случае выхода из строя подшипников: выжимного сцепления и (или) ведущего вала коробки передач. Их заменяют новыми. Повышенный шум может также возникать, если вследствие изнашивания шлицев увеличился зазор в соединении ступицы ведомого диска сцепления и ведущего вала коробки передач. В этом случае требуется замена ведомого диска и ведущего вала коробки передач. Кроме того, повышенный шум может возникнуть при соскакивании, потере упругости или поломке пружины вилки выключения сцепления.

В этом случае необходимо поправить, или заменить пружину. Ремонт сцепления состоит в снятии его с автомобиля, проверке состояния деталей, замене изношенных деталей и установке сцепления на автомобиль. Необходимость снятия сцепления с автомобиля для ремонта возникает, когда восстановить его нормальную работу регулировкой привода не удается.

Вверх