Устройство автомобиля

11.1 Ремонт сцепления

Снятие сцепления производится после отсоединения от картера сцепления тросового привода на переднеприводных автомобилях либо рабочего цилиндра гидравлического привода (на автомобилях с классической схемой компановки) и снятия коробки передач.

На переднеприводных автомобилях картер сцепления снимается вместе с коробкой передач, поскольку он составляет с ней единый узел (в картере сцепления автомобилей ВАЗ-2108 и ЗАЗ-1102 установлены подшипники валов коробки передач). Причем на автомобиле ЗАЗ-1102 для снятия коробки передач и сцепления необходимо снять с автомобиля весь силовой агрегат. Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105 также снимается с картером сцепления.

У автомобиля ИЖ-21251 картер сцепления снимается после отъединения от него коробки передач.

После снятия картера сцепления с вилкой (валом) и подшипником его включения необходимо ослабить и отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику, предварительно пометив положение кожуха сцепления с нажимным диском на маховике, чтобы при последующей сборке установить его на прежнее место, сохраняя тем самым балансировку данного узла. Отворачивать болты необходимо крест-накрест по диагонали и производя по одному обороту, чтобы избежать деформации кожуха. После отворачивания болтов снять кожух с нажимным диском в сборе и ведомый диск сцепления. При необходимости производится отъединение от вилки и снятие подшипника выключения сцепления, а также отъединение от картера сцепления вилки (вала) выключения сцепления.

Проверка состояния деталей сцепления включает в себя проверку картера сцепления с вилкой и подшипником выключения сцепления, нажимного и ведомого дисков.

Проверка картера сцепления заключается в тщательном его осмотре с целью выявления трещин, а также следов повышенного износа отверстий. При наличии трещин, проходящих через центрирующее или более чем одно установочное отверстие, или трещины, захватывающей более половины периметра сечения при ливов с установочными отверстиями, а также при износе отверстий больше допустимого картер подлежит замене.

Рис. 235. Проверка нажимного диска сцепления автомобиля ВАЗ-2105 на контрольном приспособлении:

1 — опорное кольцо; 2 — кожух сцепления; 3 — упорный фланец; 4 — пята нагрузочного устройства (пресса); 5 — дисковая пружина; 6 — нажимной диск; 7 — опорная плита контрольного приспособления; А, Б, В. Г и Д - размеры Р — нагрузка

Проверка нажимного диска с кожухом в сборе производите) на специальном контрольном приспособлении (рис. 235). Кожух 2 сцепления крепится болтами к плоской опорной плите приспособления, имитирующей поверхность маховика. При этом между нажимным диском 6 и плитой устанавливается специальное опорное кольцо 1, толщиной Б, имитирующее ведомый диск сцепления. Затем с помощью нагрузочного устройства (пресса) через его пяту 4 создают нагрузку Р на дисковую пружину сцепления, которая прикладывается к опорной поверхности пружины, контактирующей с подшипником выключения сцепления. На автомобилях ВАЗ-2105 и ИЖ-21251 нагрузка прикладывается соответственно к опорному фланцу или опорной пяте. На автомобилях ВАЗ-2109, АЗЛК и ЗАЗ-1102 нагрузка прикладывается непосредственно к пластинам пружины, при этом диаметр опорной поверхности пяты нагрузочного устройства составляет для автомобилей АЗЛК 39,5 мм, для автомобиля ЗАЗ-1102 — 34 мм а для автомобилей ВАЗ-2105 и ИЖ-21251 — 50...55 мм. После трех предварительных нажатий на дисковую пружину с усилием Р ее пластины перемещают на расстояние В. При этом величина Г отхода нажимного диска должна бьгть не менее, а величина усилия Р не более указанных в табл. 11, в противном случае нажимной диск подлежит замене.

Таблица 11 Параметры проверки нажимного диска сцепления

Вверх