Устройство автомобиля

11.4 Ремонт карданной передачи

Ремонт карданной передачи состоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются разборкой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника промежуточной опоры, эластичной муфты.

Замена деталей эластичного соединения переднего карданного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее крепления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.

Снятие и установка карданной передачи с одним карданным валом автомобиля ИЖ-21251 производится после отворачивания четырех гаек болтов крепления фланцевой вилки карданного вала к фланцу 7 (см. рис. 100) ведущей шестерни главной передачи. Предварительно следует пометить фланцевую вилку и фланец для последующей их сборки в прежнем положении. При отворачивании гаек для удобства прокручивают карданный вал руками (при вывешенном заднем колесе и нейтральной передаче) в удобное положение и фиксируют его положение с помощью отвертки или монтажной лопатки, вставляемой в отверстие карданного шарнира. После удаления гаек со стопорными кольцами и болтов руками или при помощи легких ударов молотка по фланцу вилки сдвигают ее с фланца ведущей шестерни и снимают карданный вал, осторожно, чтобы не повредить сальники удлинителя коробки передач, выдвигая из удлинителя скользящую вилку карданного вала. При снятии-установке карданного вала следует оберегать скользящую вилку от попадания грязи и повреждений, а также заглушать отверстие в удлинителе коробки передач для предотвращения вытекания масла.

Снятие и установка карданной передачи с двумя карданными валами автомобиля ВАЗ-2105 помимо отсоединения фланцевой вилки от фланца карданной передачи требует отсоединения эластичной муфты от фланца 12 (см. рис. 99) вторичного вала, отсоединения от пола кузова поперечины 7 промежуточной опоры, а также отсоединения оттяжной пружины уравнителя тросов ручного тормоза.

Для удобства отворачивания гаек и снятия болтов 11 крепления эластичной муфты ее стягивают специальным хомутом. Замена подшипников и крестовины карданных шарниров является наиболее частой причиной снятия карданной передачи с автомобиля для ремонта. Крестовина заменяется, как правило, в сборе с подшипниками.

Разборка карданного шарнира производится в следующем порядке. Снять стопорные кольца подшипников с использованием круглозубцев (на автомобиле ВАЗ-2105) или отвертки (на автомобиле ИЖ-21251), предварительно постучав молотком через мягкую медную или алюминиевую оправку по дну корпуса каждого подшипника. Выпрессовать корпусы игольчатых подшипников крестовин при помощи специального прессового приспособления или больших тисков (рис. 253) и оправки 3 с кольцом 1 соответствующих размеров. После выпрессовки подшипников из проушин вилки карданного вала и разьединения вилок аналогичным образом выпрессовываюг подшипники из фланцевой вилки 2. Выпрессовку корпусов подшипников возможно также выполнить ударами молотка по оправке, установив карданный шарнир на подставку или тиски. Однако следует иметь вввду, что в этом случае даже при использовании мягкой оправки весьма вероятно повреждение подшипников и крестовин и соответственно повторное их использование при сборке оказывается невозможным.

Рис. 253. Выпресовка подшипников карданного шарнира:

1 — кольцо; 2 — фланцевая вилка; 3 — оправка; 4 — корпус подшипника; 5 — тиски

Вверх