Устройство автомобиля

12.2 Ремонт передней подвески

Регулировка соотношения углов поворотов колес выполняется изменением длины рулевых тяг с левой и с правой стороны автомобиля (уменьшая их длину с одной стороны и увеличивая — с другой) до обеспечения равенства углов «недоворота» левого и правого колес. Для проверки соотношения углов поворотов колес нужно повернуть внутреннее колесо на 20° и замерить «недоворот» наружного колеса, затем наоборот, и сравнить полученные значения — они должны быть примерно равны.

Регулировка производится вращением регулировочных тяг или муфт (см. рис. 124,125,127) при отпущеных контргайках их крепления с обеих сторон автомобиля в одном направлении (по ходу движения автомобиля или против) на одинаковое число оборотов. При этом будет происходить увеличение длины рулевой тяги, с одной стороны, и уменьшение длины рулевой тяги, с другой стороны на одинаковую величину. Увеличивать длину тяги необходимо с той стороны, с которой «недоворот» колеса меньше.

У автомобилей ВАЗ и АЗЛК достаточно точная регулировка соотношения углов поворотов колес, как правило, обеспечивается при равенстве длины рулевых тяг с левой и правой стороны. У автомобилей ИЖ и ГАЗ данное соответствие может не соблюдаться, поэтому для удобства регулировки соотношения углов поворота колес у этих автомобилей используют специальные номограммы.

Регулировка схождения колес производится изменением длины рулевых тяг (см. рис. 124, 125, 127) обоих передних колес на одинаковую величину, чтобы не нарушить регулировку соотношения углов поворотов правого и левого колес. Длину рулевых тяг изменяют при отвернутых контргайках вращением регулировочных тяг или муфт с левой и правой стороны во взаимнопротивоположных направлениях на одинаковое число оборотов, после чего контргайки затягивают.

Основным признаком неудовлетворительного качества регулировки или нарушения угла схождения колес является появление в процессе эксплуатации повышенного и неравномерного износа шин передних колес (см. рис. 259, г, д). Однако определение качества регулировки по характеру износа шин возможно лишь после определенного их пробега, что при неудовлетворительной регулировке ведет к уменьшению срока службы шин. Поэтому оценить правильность регулировки угла схождения колес можно по несколько менее явным, но зато более оперативным признакам — по стремлению автомобиля сохранять прямолинейную траекторию движения и по усилиям, прилагаемым к рулевому колесу при поворотах колес.

При увеличенном схождении колес автомобиль проявляет большую склонность к сохранению прямолинейного движения, водителю приходится прикладывать больше усилий к рулевому колесу при совершении маневров на дороге и при поворотах, а после прохождения поворота рулевое колесо стремится вернуться в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. При отсутствии схождения колес или его отрицательных значениях (расхождение) автомобиль становиться менее устойчивым на дороге — при малейшем уклоне дороги автомобиль стремится отклониться от прямолинейной траектории в сторону уклона, при поворотах руль становится как бы более легким и после завершения поворота не стремится вернуться в исходное положение. Кроме того, при сильном отклонении схождения колес от оптимальных значений вышеуказанные признаки сопровождаются характерным шумом шин передних колес, который можно прослушать через открытое окно двери, при движении автомобиля по свободной дороге накатом (при нормальном схождении шины издают тихий шелестящий звук).

Вверх