Устройство автомобиля

12.4 Ремонт ступиц колес

Рис. 270. Приспособление для выпрессовки и заирессовки подшипников ступиц передних колес автомобилей АЗЛК-2141 и -21241:

а и б — выпрессовка подшипника из поворотного кулака и запрессовка его в кулак; в — запрессовка ступицы в подшипник, подсобранный с поворотным кулаком; 1 — стяжной болт приспособления; 2 — шайба; 3 — оправки; 4 и 5 — гайка и упорный подшипник приспособления: 6 — поворотный кулак; 7 — подшипник; 8 — ступица

Выпрессовка подшипника из поворотного кулака переднего колеса или из ступицы заднего колеса производится после удаления специальными щипцами стопорных колец с использованием для выпрессовки специальных резьбовых приспособлений (рис. 270) либо при помощи пресса с использованием специальных оправок (рис. 271). Во избежание разрушения подшипников при их запрессовке и выпрессовке необходимо выполнять следующее общее правило: при запрессовке подшипника наружным кольцом в корпусную деталь (в поворотный кулак или в ступицу заднего колеса) усилие нужно прикладывать только к наружному кольцу, а при напрессовке подшипника внутренним кольцом на вал (на цапфу ступицы или балки) — только ко внутреннему, что обеспечивается применением специальных оправок необходимого размера и конфигурации.

Рис. 271. Запрессовка ступицы во внутреннее кольцо подшипника поворотного кулака с помощью пресса:

1 — оправка; 2 — поворотный кулак; 3 ступица; 4 — пуансон пресса

Установка ступиц производится в порядке, обратном их снятию. Затяжка гаек ступиц должна производится строго с требуемым моментом для обеспечения нормальной работы подшипников. При перетяжке гайки подшипник быстро выйдет из строя. Одинаковые гайки ступиц передних и задних колес автомобиля ВАЗ-2109, автомобиля ЗАЗ-1102, а также гайки ступиц задних колес автомобилей A3ЛK-2141 и -21412 с поясками для законтривания их путем вдавливания поясков следует после отворачивания заменять на новые для обеспечения надежного их законтрирования. При обнаружении малейшего самоотворачивания самостопорящихся гаек ступиц передних колес автомобилей АЗЛК-2141 и -21412 они также подлежат замене.

Следует также иметь ввиду, что при выполнении работ, требующих отворачивания гайки ступицы, нельзя перекатывать автомобиль при незатянутой гайке, так как это может привести к повреждению подшипника.

Снятие-установка ступиц колес с двумя коническими подшипниками передних колес автомобилей с классической схемой компоновки и задних колес автомобиля ЗАЗ-1102. Снятие ступицы производится после снятия колеса. На переднем колесе автомобилей с дисковым тормозом необходимо предварительно отсоединить скобу тормозы, подвесив ее к верхнему рычагу подвески, удалить защитный колпак 29 (см. рис. 113), расшплинтовать (на автомобиле ИЖ-21251) и отвернуть гайку 28 ступицы, снять стопорную шайбу 27 и снять ступицу 24 в сборе с тормозным диском 23, с подшипниками 30 и 32 и сальником 33, аккуратно, чтобы не повредить сальник, сдвинув ее с цапфы поворотной стойки 16.

На автомобиле ЗАЗ-1102 ступица заднего колеса конструктивно объединена с тормозным диском 5 (см. рис. 118), который снимается с цапфы 9 балки 10 задней подвески в сборе с подшипниками 6 и 7 и сальником 1 после удаления защитного колпака 3, отворачивания гайки 2 ступицы и снятия шайбы 4.

Выпрессовка сальника из ступицы производится при необходимости снятия внутреннего подшипника ступицы и при необходимости замены самого сальника (затвердевание резины, износ рабочей кромки, которая должна иметь заостренную форму) путем поддевания манжеты большой отверткой с разных сторон и равномерного ее выдавливания из ступицы.

Вверх