Устройство автомобиля

2.4 Система охлаждения

Следует отметить, что электропривод вентилятора, несмотря на некоторое усложнение конструкции системы охлаждения двигателя (наличие дополнительного электродвигателя и датчика), повышает эффективность ее работы, так как позволяет отключить вентилятор при прогреве двигателя, а также при движении автомобиля, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя и более стабильную его температуру, что особенно важно в холодное время года. При установке вентилятора на валу жидкостного насоса и совместном их приводе клиновидным ремнем вентилятор работает постоянно.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2108 (рис. 17) имеет разборный радиатор 16 (рис. 17, а), который состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков 15 и 20, сердцевины 22, изготовленной из ребристых алюминиевых охлаждающих пластин 18, и горизонтальных трубок 17. На правом бачке установлены датчик 19 для включения и выключения электродвигателя 13 вентилятора 23 и сливная пробка 21 радиатора. В целях улучшения циркуляции жидкости и теплоотдачи в левом бачке имеется перегородка. Радиатор заполняется охлаждающей жидкостью из расширительного бачка 8 по шлангу 7 через термостат 6.

Вентилятор 23 четырехлопастный, получает привод от электродвигателя 13. Включение и выключение электродвигателя во время работы двигателя происходит автоматически при помощи датчика 19, установленного в правом бачке радиатора, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85... 95°С за счет включения и выключения электровентилятора. Кожух 14 вентилятора обеспечивает создание направленного потока воздуха через сердцевину радиатора с целью более быстрого охлаждения в нем жидкости.

Рис. 17. Система охлаждения двигателей ВАЗ-2108:

а — устройство и работа системы охлаждения; б — устройство пробки расширительного бачка; 1 — подводящая труба насоса; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости к карбюратору; 3 — выпускной патрубок головки цилиндров; 4 — патрубок подвода жидкости к отопителю; 5 — шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 6 — термостат; 7 и 11 — шланги соответственно от бачка к термостату и от бачка к радиатору; 8 — расширительный бачок; 9 — пробка расширительного бачка; 10 и 12 — соответственно отводящий и подводящий шланга радиатора; 13 — электродвигатель; 14 — кожух вентилятора; 15 и 20 — бачки радиатора; 16 — радиатор; 17 — трубки; 18 — охлаждающие пластины; 19 — датчик включения и выключения вентилятора; 21 — сливная пробка; 22 — сердцевина радиатора; 23 — вентилятор; 24 — жидкостный насос; 25 — зубчатый ремень привода распределительного вала и жидкостного насоса; 26 — патрубок отвода жидкости из отопигеля салона кузова; 27 — пружина выпускного клапана; 28 — впускной (воздушный) клапан; 29 — пружина впускного клапана; 30 — выпускной (паровой) клапан; 31 — латунный блок клапанов; 32 — заливная горловина расширительного бачка

Вверх