Устройство автомобиля

2.4 Система охлаждения

Термостат служит для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического поддержания оптимального режима двигателя при движении.

При пуске холодного двигателя термосиловой элемент 6 термостата 8 находится в крайнем левом положении, при котором основной клапан 7 закрыт, а перепускной 5 открыт. При работе двигателя крыльчатка 3 центробежного насоса, приводимая во вращение через ременную передачу от шкива коленчатого вала, захватывает охлаждающую жидкость из патрубка 4 и нагнетает ее в рубашку 2 блока и головки блока цилиндров 15 двигателя 1. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается сама и через открытый перепускной клапан 5 термостата 8 будет снова поступать к насосу, т. е. циркуляция будет происходить по малому кругу, минуя радиатор (см. пунктирные стрелки I), что ускоряет нагрев двигателя. По мере прогрева двигателя термосиловой элемент 6 термостата нагревается и перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны. При этом циркуляция жидкости будет происходить как прежде по малому кругу и одновременно частично по большому кругу через радиатор 10 по патрубкам 13 и 9 (см. положение клапанов 5 и 7). Когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85... 95°С, перепускной клапан 5 полностью закроется, а основной 7 откроется и циркуляция жидкости будет происходить только по большому кругу (см. сплошные стрелки II) в следующей последовательности: от крыльчатки 3 насоса в рубашку 2 блока и головки блока цилиндров, по патрубку 13 в верхний бачок радиатора 10, через сердцевину (по трубкам) в нижний бачок 16. Охлажденная при помощи вентилятора 14 жидкость циркулирует по патрубку 9, через открытый клапан 7 термостата, по патрубку 4 снова к насосу, поддерживая необходимый тепловой режим двигателя.

Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменений объема жидкости, возникающих при ее разогреве и охлаждении во время работы двигателя и после его остановки.

Крыльчатка вентилятора 14 может иметь привод от специального электродвигателя, который включается автоматически по мере необходимости от датчика на радиаторе (на автомобилях ВАЗ-2108, АЗЛК и ЗАЗ), либо может устанавливаться непосредственно на валу водяного насоса и иметь совместный с ним привод от шкива коленчатого вала при помощи клиноременной передачи (автомобили ВАЗ-2105 и ИЖ).

Вверх