2.5 Смазочная система
Кроме того, под давлением смазываются:
— на двигателях ВАЗ-2105 и -2106 — кулачки распределительного вала, подшипник и вала привода масляного насоса и распределителя зажигания;
— на двигателях УЗАМ-331 и 412 — кулачки и упорный фланец распределительного вала, оси коромысел клапанов, шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания, ведомые звездочки и цепь привода распределительного вала;
— на двигателе МеМЗ-245 — оси коромысел клапанов и через отверстия в коромыслах — кулачки распределительного вала.
Остальные детали (цилиндры, поршни с кольцами, поршневые пальцы, детали механизма газораспределения и его привода) смазываются маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями. У всех изучаемых двигателей направленным разбрызгиванием масла из отверстий нижних головок шатунов смазываются стенки цилиндров и поршней, поршневые кольца и пальцы.
На двигателе ВАЗ-2108, в отличие от других рассматриваемых двигателей, масло, поступающее из масляной магистрали 5 (см. рис. 27, а) головки цилиндров под давлением к опорам распределительного вала, вытекает из-под опор на регулировочные шайбы 19 толкателей и стекает в масляные ванны 18 в головке цилиндров. Масляные ванны обеспечивают смазку толкателей клапанов и кулачков распределительного вала и снижают шум от работы распределительного вала в зоне контакта кулачков.
Масляный насос служит для создания давления масла в системе и подачи его к трущимся поверхностям деталей двигателя. На изучаемых двигателях применяются шестеренчатые масляные насосы с внутренним трохоидальным (двигатели ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) или наружным эвольвентным (остальные двигатели) зацеплением шестерен.