Устройство автомобиля

3.3 Коробка передач

Четкость включения передач и удержание штоков и вилок в нейтральном и включенном положениях обеспечивается фиксаторами, состоящими из шариков 23 с пружинами 22. Замок, устанавливаемый между штоками, состоит из трех блокирующих сухарей 8, 9, 10. Он предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. Два крайних сухаря установлены в отверстии задней стенки картера, а средний — в отверстии штока 4. У штоков имеются гнезда (выемки) для сухарей.

Работу механизма рассмотрим на примере включения задней передачи. При перемещении штока 11 вперед он выдавливает из своего гнезда сухарь 8, который входит в гнездо штока 4 и одновременно через средний сухарь 9 прижимает сухарь 10 к гнезду штока 6. Это приводит к тому, что штоки 4 и 6 будут зафиксированы в нейтральном положении. Для включения любой другой передачи необходимо прежде всего возвратить шток 11 в первоначальное положение.

Рычаг 16 переключения передач имеет опорную шаровую поверхность, которая прижимается к поверхности шаровой опоры пружиной 17. От проворачивания рычаг удерживается штифтом, входящим в прорезь на опоре. В нейтральном положении хвостовик 15 рычага расположен в пазу головки штока 4 и удерживается пружиной 18. Непроизвольное включение заднего хода исключается, так как для его включения необходимо нажать на рычаг вниз, чтобы сжать пружину 17.

Для облегчения снятия и установки коробки рычаг переключения передач выполнен разъемным. Обе части соединены с помощью демпфера, детали которого поглощают вибрации рычага и обеспечивают более мягкое переключение передач.
Коробка передач автомобиля ИЖ-21251 (рис. 97) в отличие от ВАЗ-2105 имеет удлинитель 30 с биметаллическими втулками 31 подшипников скольжения, в которых скользит вилка 34 карданной передачи. В удлинителе размещен привод спидометра, ведущая шестерня 28 которого фиксируется на вторичном валу 26 коробки передач при помощи стопорного шарика 27 и кольца 29. Вытеканию масла через удлинитель препятствуют два сальника 32 и 33.

Вверх