Устройство автомобиля

3.3 Коробка передач

Промежуточный вал представляет собой блок шестерен, постоянно вращающихся вместе с первичным валом. Шестерни 12, 13 и 14 промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями 7, 5 и 4 вторичного вала 9, которые имеют подвижное соединение со вторичным валом — скользят непосредственно по закаленным шейкам вала (ВАЗ-2105) или устанавливаются на нем на втулках (ИЖ-21251). При переключении передач рычагом переключения передач при помощи специального механизма с вилками производится перемещение муфт синхронизаторов 3 и 6, которые соединяют шестерню выключаемой передачи вторичного вала с валом, и вал начинает вращаться совместно с шестерней включенной передачи, передавая крутящий момент к другим агрегатам трансмиссии.

Рис. 83. Схемы передачи крутящего момента трехвальной четырехступенчатой коробки передач на разных передачах:

а — I передача; 6 — 11 передача; в — III передача; г — IV (прямая) передача; д — задний ход; е — зацепление шестерен при включении заднего хода; 1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня постоянного зацепления первичного вала; 3 — синхронизатор включения Ш и IV передач; 4 — ведомая шестерня III передачи; 5 — ведомая шестерня II передачи; 6 — синхронизатор включения II и I передач; 7 — ведомая шестерня I передачи; 8 — ведомая шестерня заднего хода; 9 — вторичный вал; 10 — стенка картера; 11 — ведущая шестерня заднего хода; 12 — ведущая шестерня I передачи; 13 — ведущая шестерня II передачи; 14 — ведущая шестерня III передачи: 1.5 — ведомая шестерня промежуточного вала; 16 — промежуточный вал: 17 — промежуточная шестерня заднего хода

Схемы передач и крутящего момента трехвальной четырехступенчатой коробки передач при переключении передач приведены на рис. 83, а—е.

Вверх