Устройство автомобиля

3.3 Коробка передач

При включении первой передачи (рис. 83, а) крутящий момент от ведущего вала 1 через его шестерню 2, постоянно находящуюся в зацеплении с шестерней 15 промежуточного вала 16, будет передаваться через шестерни 12 и 7 постоянного зацепления и далее через муфту синхронизатора 6 на его ступицу и на вторичный вал 9 коробки передач.

При включении второй передачи муфта синхронизатора сдвигается в противоположную сторону (рис. 83, б) и соединяется с шестерней 5, через которую в этом случае и передается крутящий момент.

Включение третьей (рис. 83, в) и четвертой (прямой) передачи (рис. 83, г) производится аналогично включению первой и второй передач.

Включение передачи заднего хода (рис. 83, д) осуществляется перемещением вперед промежуточной шестерни 17 (рис. 83, е) передачи заднего хода, которая одновременно входит в зацепление с шестернями 11 и 8 соответственно промежуточного и вторичного валов. Крутящий момент в этом случае передается от первичного вала 1 на шестерню 11, промежуточную шестерню 17 и от нее через шестерню 8 на вторичный вал 9, который будет вращаться в обратную сторону, обеспечивая движение автомобиля задним ходом.

На всех изучаемых коробках передач шестерни передач переднего хода косозубые, а у шестерен заднего хода — прямые зубья. Коробка передач автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 84) имеет литой алюминиевый картер 32, который соединяется с картерами сцепления, главной передачи и дифференциала, образуя единый агрегат. Для предотвращения создания избыточного давления в картере и вытекания при этом масла внутренняя его полость сообщается с атмосферой через запрессованный в отверстие в крышке картера сапун 3. Для заправки коробки передач маслом и контроля его уровня в картере имеется отверстие, закрываемое пробкой 33, а для слива масла — отверстие, закрываемое пробкой 35.

Вверх