Устройство автомобиля

5.1 Общее устройство и работа рулевого управления

Рис. 124. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109:

1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника; 3 — поворотный рычаг; 4 — гайка; 5 — регулировочная тяга; 6 — рулевые тяги; 7 — болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 — скоба крепления редуктора; 9 — опора рулевого механизма; 10 — гофрированный защитный чехол редуктора; 11 — соединительная пластина; 12 — стопорная пластина; 13 — резинометаллический шарнир; 14 — опорная втулка рейки; 15 — зубчатая рейка; 16 — картер редуктора; 17 — упругая муфга; 18 — демпфер; 19 — рулевое колесо; 20 — шариковый подшипник; 21 — вал рулевого управления; 22 — защитный чехол; 23 — роликовый подшипник; 24 — вал-шестерня; 25 — шариковый подшипник; 26 — стопорное кольцо; 27 — гайка подшипника; 28 — пыльник; 29 — упор рейки; 30 — пробка; 31 — палец шарового шарнира; 32 — защитный чехол шарового шарнира; 33 — вкладыш шарового пальца; А — метка на картере редуктора; Б — метка на пыльнике

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм служит для увеличения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу, и передачи его рулевому приводу. На переднеприводных автомобилях он состоит из рулевого колеса 19 (рис. 124), вала 21 и редуктора, помещенного в картере 16 и включающего в себя вал-шестерню 24 и зубчатую рейку 15 с прямозубым (на автомобиле ВАЗ-2109) или косозубым (на остальных автомобилях) зацеплением. На автомобилях с классической схемой компоновки редуктор представляет собой размещенную в картере червячную передачу, включающую в себя глобоидный червяк и двухгребневый ролик (см. рис. 128).

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма передним управляемым колесам и поворота их на разный угол. Он расположен сзади оси передних колес и на переднеприводных автомобилях состоит из рулевых тяг с шаровыми шарнирами 2 (см. рис. 124) и поворотных рычагов 3, приваренных к телескопическим стойкам передней подвески. На автомобилях с классической схемой компоновки рулевой привод состоит из рулевой сошки и маятникового рычага, соединенных при помощи рулевых тяг с шаровыми шарнирами с рычагами поворотных стоек (см. рис. 127). При повороте рулевого колеса усилие от вала колеса передастся через редуктор к рулевым тягам, которые при помощи поворотных рычагов поворачивают передние колеса на требуемый угол.

Вверх