Устройство автомобиля

Коленчатый вал, коренные и шатунные подшипники, блок цилиндров

Вкладыши подшипников коленчатого вала — осмотр

1. Несмотря на то, что при ремонте двигателя коренные и шатунные вкладыши заменяются, старые вкладыши следует тщательно исследовать, поскольку они могут предоставить важную информацию о состоянии двигателя.

2. Неисправность подшипника может быть вызвана несколькими причинами — недостатком или загрязнением масла, чрезмерной нагрузкой на двигатель или коррозией. Независимо от причины, ее необходимо выявить и устранить перед тем, как приступать к сборке двигателя — иначе новые вкладыши быстро выйдут из строя.

3. После осмотра снимите вкладыши с картера двигателя, шатунов и крышек и разложите на ровной чистой поверхности в том же порядке, в каком они были расположены на двигателе. Это поможет сопоставить характерный износ конкретного вкладыша с соответствующей шейкой вала.

4. Грязь и инородные предметы попадают в двигатель различными путями — при сборке, через систему вентиляции картера, или вместе с грязным маслом. Металлическая стружка, образующаяся при работе двигателя вследствие износа деталей, также считается обычным явлением. Иногда после обработки деталей в двигателе остаются частицы абразивных материалов.

Попавшие в двигатель инородные частицы внедряются в мягкую поверхность вкладышей, вызывая появление задиров и царапин на вкладышах и шейках коленчатого вала. Чтобы избежать попадания в двигатель инородных частиц, необходимо при сборке двигателя тщательно промывать все детали и содержать рабочее место в абсолютной чистоте, а в процессе эксплуатации — регулярно заменять масло и масляный фильтр.

5. Недостаток смазки (или ее отсутствие) также может быть вызван разными, связанными друг с другом причинами, такими как перегрев двигателя (масло становится слишком жидким), перегрузка (масло выдавливается из подшипника) и недостаточная подача масла (из-за увеличенных зазоров подшипников, изношенного масляного насоса или чрезмерных оборотов двигателя). Засоренные масляные каналы, которые обычно являются результатом неправильно совмещенных отверстий вкладыша и подшипника, также могут быть причиной недостаточной подачи масла и разрушения подшипника. При недостаточной смазке материал рабочего слоя вкладыша стирается со стальной основы. Температура при этом может повыситься настолько, что сталь становится голубого цвета от перегрева.

6. Манера вождения также оказывает влияние на срок службы подшипников. Езда с полностью открытой дроссельной заслонкой при небольших оборотах двигателя создает очень большую нагрузку на подшипники, что приводит к выдавливанию масляной пленки. Такие нагрузки приводят к прогибу вкладышей, и на их рабочей поверхности образуются тонкие трещины (усталость металла). В конце концов материал вкладышей начинает кусками отваливаться от стальной основы. Систематические кратковременные поездки с непрогретым двигателем приводят к коррозии подшипников, поскольку сконденсированная на холодных стенках двигателя влага в этом случае не успевает испариться и попадает в масло. При взаимодействии влаги с маслом образуется кислота и осадок (шлак), которые вызывают коррозию материала вкладышей.

7. Неправильная установка вкладыша при сборке двигателя также приведет к выходу его из строя. Слишком туго затянутые подшипники не оставляют достаточного зазора для поступления масла, что приводит к недостатку смазки.

Вверх