Устройство автомобиля

15.1 Неисправности и ТО аккумуляторной батареи

После отстоя батареи производится измерение плотности электролита с учетом его температуры, как это было описано выше. Если плотность залитого в сухозаряженную батарею электролита после ее отстоя понизится более чем на 0,03 г/см3 или напряжение батареи будет менее 12,5 В, батарею следует зарядить. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженной аккумуляторной батареи как исключение допускается установка батареи на автомобиль без проверки плотности и напряжения после 20-минутной пропитки. Однако это возможно лишь при небольшом (не более 1 года) сроке хранения батареи с момента ее изготовления и при температуре заливаемого электролита и окружающего воздуха не ниже +15°С. После этого при первой возможности следует проверить плотность электролита и напряжение батареи и при необходимости произвести ее подзаряд. Проверка технического состояния аккумуляторной батареи включает в себя:

проверку уровня электролита в аккумуляторах батареи;

проверку степени заряженности батареи по плотности электролита;

определение напряжения и ЭДС батареи;

определение фактической емкости батареи.

Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях с полупрозрачным пластмассовым корпусом производится визуально по имеющимся на корпусе меткам минимального и максимального уровня либо по индикаторам (тубусам) 7 (см. рис. 157). При касании индикатора поверхности электролита в процессе заполнения емкости аккумулятора образуется хорошо видимый через заливную горловину мениск овальной формы, свидетельствующий о полном заполнении аккумулятора.

Для повышения уровня электролита следует доливать в аккумуляторную батарею чистую дистиллированную воду. Доливать электролит можно лишь в том случае, когда точно установлено, что уровень электролита снизился в результате выплескивания или подтекания, при этом плотность электролита должна быть такой же, что и у залитого в батарею ранее. Не следует контролировать уровень электролита сразу после заряда батареи или длительной поездки, так как при этом уровень его может оказаться несколько повышенным в связи с бурным газовыделением («кипением»). В этом случае следует дать батарее отстояться до полного прекращения газовыделения, а затем уже контролировать уровень электролита.

Проверка степени заряженности аккумуляторной батареи производится путем измерения плотности электролита.

По изменению первоначальной плотности залитого в аккумуляторную батарею электролита (которая должна соответствовать данным табл. 13) можно определить степень ее разряда. Уменьшение приведенной к температуре 25°С плотности электролита на 0,01 г/см3 свидетельствует о разряде аккумулятора примерно на 6%, т. е. при падении плотности на 0,04 г/см3 разряд аккумулятора составляет 25%, при падении плотности на 0,08 г/см3 — 50%, а при падении плотности на 0,16 г/см3 аккумулятор разряжен полностью. При различной величине снижения плотности электролита в отдельных аккумуляторах общую величину разряда батареи можно ориентировочно определить как среднее значение величин разряда ее аккумуляторов.

Измерение плотности электролита в аккумуляторах батареи производится в том же порядке, что и при приготовлении элекгролита, как это описано выше с приведением измеренною ареометром или плотномером значения плотности к температуре 25°С. Для обеспечения точности измерения плотности электролита перед измерением необходимо произвести проверку уровня электролита. После заряда батареи или длительной работы двигателя перед измерением плотности электролита и его уровня необходимо выдержать примерно 30... 40 мин до прекращения газовьщеления в электролите и выравнивания его плотности во всем объеме. После долива дистиллированной воды в батарею перед измерение плотности электролита также необходимо выждать некоторое время (примерно 10... 15 мин), чтобы вода смешалась с электролитом и произошло выравнивание его плотности.

Батарею, разряженную летом более, чем на 50% (при средней величине снижения плотности электролита в аккумуляторах на
0,08 г/см3), а зимой более чем на 25% (при снижении плотности электролита на 0,04 г/см3), следует снять с автомобиля и зарядить.

Вверх

Утомление при мышечной деятельности