Устройство автомобиля

7.4 Приборы освещения, сигнализации, контрольные приборы

Датчик температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения устанавливается в головку блока цилиндров, в бачок или выпускной патрубок радиатора. Датчик ТМ100А, устанавливаемый на автомобилях АЗЛК, ИЖ-21251 и ЗАЗ-1102, состоит из латунного корпуса 1 (рис. 179, а) с конической резьбой, внутри которого помещается терморезистор 2, прижатый пружиной 5 к корпусу и, следовательно, соединенный одной стороной с «массой». Внутренней стороной терморезистор через пружину соединяется с выводным штекером, установленным в пластмассовый держатель. Боковая поверхность терморезистора, чашка 3 и пружина изолированны от корпуса бумажным патроном 4.

При холодном двигателе сопротивление терморезистора датчика большое, в обмотки электромагнита указателя, расположенного в комбинации приборов, поступает ток малой силы, создавая слабое магнитное поле, и стрелка указателя находится в начале шкалы. По мере нагревания охлаждающей жидкости сопротивление датчика уменьшается, в обмотку указателя поступает ток большей силы, создается увеличенный магнитный поток, под действием которого стрелка перемещается в зону больших температур. Датчик ТМ 106, устанавливаемый на автомобилях ВАЗ, устроен и действует так же, как и датчик ТМ100А.

Датчик контрольной лампы давления масла устанавливается в главной магистрали смазочной системы двигателя. В корпусе 1 (рис. 179, б) датчика ММ 120, устанавливаемого на автомобилях АЗЛК-2141 и ВАЗ, закреплена диафрагма 7, образующая две полости. В одну полость поступает под давлением масло из магистрали и давит на диафрагму. С другой стороны диафрагмы установлены неподвижный 8 и подвижный 10 контакты, поджимаемые друг к другу пружиной. Неподвижный контакт соединен с «массой», а подвижный — через пружину с выводным штекером.

При пониженном давлении масла (0,02... 0,06 МПа) контакты под действием пружины находятся в замкнутом положении, цепь питания замкнута, и контрольная лампа горит. При повышении давления масла диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, прогибается и толкателем 9 отжимает подвижный контакт, цепь питания лампы прерывается, и она гаснет. На остальных автомобилях (кроме автомобиля ИЖ-21251) устанавливается аналогичный по устройству датчик давления масла ММ111.

Вверх

Гіпотеза