Устройство автомобиля

Контроль технического состояния и ремонт головки цилиндров и деталей механизма газораспределения. Контроль состояния головки блока и деталей механизма газораспределения производится после снятия головки и деталей механизма газораспределения с целью определения возможности их повторного использования, необходимости замены или ремонта.

Головка блока цилиндров проверяется на герметичность, на отсутствие трещин и следов прогара стенок, определяется ее коробление (плоскостность поверхности прилегания к блоку цилиндров) и производится проверка размеров и соосности отверстий под распределительный вал и ось коромысел, измерение износов направляющих втулок клапанов и состояние седел клапанов. При наличии трещин и следов прогара на стенках головки ее бракуют.

Для проверки герметичности заглушают выходные каналы рубашки охлаждения, во внутреннюю полость головки подают сжатый воздух, а головку помещают в емкость с водой. Если при давлении воздуха 0,15... 0,20 МПа обнаруживают негерметичность головки, ее также бракуют.

Проверка плоскостности поверхности прилегания головки к блоку производится так же, как и у блока цилиндров.

Внутренние поверхности гнезд в головке цилиндров под шейки распределительного вала и ось коромысел измеряются нутромером, а их соосность — специальной оправкой (скалкой). Если размеры превышают предельно допустимые, а оправка не проходит одновременно во все отверстия вала или оси — то головку бракуют.

При большом износе направляющих втулок клапанов, когда не может быть обеспечен неоходимый зазор между втулкой и клапаном путем установки нового клапана, производится замена втулок. При этом втулку выпрессовывакгг с помощью специльной оправки, развертывают отверстие под ремонтную втулку и запрессовывают оправкой ремонтную втулку с увеличенным наружным и уменьшенным внутренним диаметрами. Новую втулку развертывают под ремонтный или номинальный размер в зависимости от того, какие клапаны устанавливаются на двигатель.

Изношенные фаски седел клапанов шлифуют и проверяют конусным калибром. При вхождении калибра в седло на глубину, большую предельной, седло заменяют. Замена седел клапанов производится также и при ослаблении их посадки в седле.

Удаление седел клапанов производится их вырезанием на стенке или частями после преднамеренного облома. Гнезда под седла клапанов растачивают под ремонтный размер и запрессовывают в них с помощью специальной оправки седла ремонтного (увеличительного) размера. При запрессовке рекомендуется головку цилиндров нагревать до 180°С, а также охлаждать седла клапанов в жидком азоте. У новых седел клапанов шлифуют фаски седел.

Шлифовка фасок седел клапанов производится как при замене седел, так и при их износе для восстановления их концентричности относительно отверстий в направляющих втулках и обеспечения герметичности прилегания клапанов. Обработка фасок седел клапанов производится специальной шлифовальной машинкой с набором абразивных кругов с необходимыми углами конусов и наружными диаметрами, а также с набором специальных оправок. При отсутствии шлифовальной машинки обработка седел производится зенковкой с использованием зенкеров с соответствующими углами заточки. Обработка фасок производится до снятия металла равномерно по всей окружности седла, избегая при этом излишнего снятия металла. После шлифовки производится притирка клапанов к седлам.

Притирка клапанов к седлам производится для обеспечения герметичности при замене направляющей втулки или клапана и при незначительном износе седел и головок клапанов. Для притирки клапанов к седлам используют специальные приспособления, позволяющие производить одновременную притирку всех клапанов. При отсутствии специального приспособления производят притирку каждого клапана по отдельности вручную с использованием простейшей оправки с зажимом для фиксации стержня клапана. Для притирки клапана к седлу на фаску его головки наносят слой притирочной пасты, представляющей собой смесь мелкого шлифовального порошка с маслом для двигателя и, смазав стержень клапана чистым маслом, устанавливают его в направляющую.

Вверх