Устройство автомобиля

10.1 Неисправности двигателя

Стуки и шумы при работе двигателя могут издавать коленчатый вал (стуки в коренных и шатунных подшипниках), поршни, поршневые кольца, клапаны, распределительный вал, а также цепь (на двигателях ВАЗ-2106, УЭАМ-331 и 412) привода распределительного вала. Кроме того, в двигателе могут появиться детонационные стуки, вызванные слишком ранним зажиганием, нагаром на стенках камеры сгорания и днищах поршней, применением топлива с более низким, чем требуется, октановым числом, а также перегревом двигателя.

Стук коленчатого вала появляется при повышенном износе шеек и вкладышей коренных и шатунных подшипников, а также из-за осевого перемещения коленчатого вала при повышенном износе упорных полуколец. Стук коренных подшипников бывает глухой, низкого тона, а шатунных — более высокий и резкий. Эти стуки хорошо прослушиваются на холостом ходу при резком открытии дроссельных заслонок. Частота стуков увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала двигателя. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает звуки более резкого тона с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении или уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Стук юбки поршней появляется в результате увеличения зазоров между поршнями и цилиндрами, а также зазоров между поршневыми пальцами и канавками в поршне. Стук поршня из-за увеличения зазора между ним и цилиндром обычно приглушенного тона. В отличие от остальных стуков он лучше всего прослушивается на не прогретом двигателе при малой частоте вращения коленчатого вала и работе двигателя под нагрузкой. По мере прогрева двигателя стук поршней уменьшается.

Стук поршневых пальцев появляется в результате увеличения зазоров между пальцем и отверстиями в бобышках поршня, а также втулкой верхней головки шатуна (кроме двигателей ВАЗ). Стук поршневых пальцев имеет звонкий металлический звук, хорошо слышный на холостом ходу.

Стуки клапанов возникают при увеличенных зазорах в клапанном механизме из-за нарушения регулировки зазоров клапанов, а также из-за поломки клапанной пружины и износа кулачков распределительного вала. Стуки клапанов хорошо прослушиваются на малых оборотах холостого хода и имеют отчетливый звонкий звук. Стук клапанов происходит обычно с равномерными интервалами с меньшей по сравнению с другими стуками двигателя частотой, поскольку распределительный вал, приводящий в действие клапаны, вращается в два раза медленнее коленчатого вала.

Стуки распределительного вала появляются при повышенном износе его шеек и подшипников. Этот стук лучше прослушивается на прогретом двигателе при малой частоте вращения коленчатого вала.

Вверх