Устройство автомобиля

10.9 Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом, указанным выше, и при необходимости заменить ею. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

При замене или ремонте вышедших из строя элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично (например, при замене расположенных в верхней части двигателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Слив жидкости производится в чистую посуду, чтобы можно было повторно использовать слитую жидкость.

Ремонт жидкостного насоса производится главным образом по причине выхода из строя самоподжимного сальникового уплотнения (наблюдается вытекание жидкости через дренажное отверстие) или подшипников (появляется характерный свистящий шум при работе насоса, усиливающийся с повышением оборотов двигателя). При ремонте производится снятие насоса с двигателя и его разборка.

Снятие жидкостного насоса производится после слива жидкости из системы охлаждения в следующем порядке. На двигателях ВАЗ-2108 и МеМЗ-245: снять защитную крышку (кожух) зубчатого ремня привода распределительного вала, ослабить натяжение ремня и снять его со шкива жидкостного насоса, отвернуть болты крепления насоса и снять его.

На остальных двигателях:

снять радиатор для удобства доступа к насосу;

ослабить натяжение клиновидного ремня привода жидкостного насоса и генератора и снять его;

снять вентилятор (на двигателях без электровентилятора);

снять шкив приводного ремня со ступицы вала насоса;

отсоединить от насоса шланги (на двигателях ВАЗ-2105, -2106);

отвернуть болты или гайки крепления насоса и аккуратно, чтобы не повредить прокладку, снять его с двигателя.

Установка жидкостного насоса производится в обратном порядке. При установке нового или отремонтированного насоса лучше заменить его уплотнительную прокладку на новую, поскольку даже при очень аккуратной разборке она может быть повреждена.

Разборка-сборка жидкостных насосов рассматриваемых двигателей в связи с однотипностью их устройства осуществляется в одинаковом порядке. Причем в связи с установкой на жидкостных насосах всех изучаемых двигателей, кроме УЗАМ-331 и -412, унифицированных уплотнительных манжет и подшипников, их снятие и установка производятся с применением одинаковых оправок.

Вверх