Устройство автомобиля

10.9 Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

Глубина разборки насоса зависит от того по какой причине его снимают с автомобиля. При нарушении герметичности уплотнительной манжеты для ее замены необходима следующая разборка.

1. Спрессовать крыльчатку с вала насоса при помощи универсального съемника (рис. 223, а). У насосов двигателей ВАЗ-2105, -2106 для этого можно использовать специальный съемник (рис. 223, б). У насосов двигателей УЭАМ-331 и -412 перед снятием крыльчатки необходимо отвернуть и снять болт 7 (см. рис. 23) с шайбами 5 и 6.

Рис. 223. Снятие крыльчатки жидкостного насоса двигателей:

а — МеМЗ-245 с помощью универсального съемника; б — двигателей ВАЗ-2105 и -2106 съемником А.40026; в — съемник А.40026; 1 - съемник; 2 — крыльчатка; 3 — корпус насоса; 4 — тиски; 5 — винт съемника под ключ 19 мм; 6 — шарик 4,74 мм; 7 — гайка

2. У насосов двигателя УЭАМ-331 и -412 сальниковое уплотнение вынимается из внутренней полости крыльчатки 4 (см. рис. 23), для чего необходимо вынуть из паза крыльчатки разрезное стопорное кольцо 11 и достать уплотнительную графитную шайбу 10, манжету 9 с обоймой 8 и пружину 3 с обоймой 2. Затем осматривают состояние уплотнительной графитной шайбы 10 и торцевой поверхности втулки 12 корпуса насоса, по которой работает шайба 10. Поверхность втулки должна быть гладкой и не иметь рисок. При необходимости ее нужно прошлифовать, а изношенную графитную шайбу заменить. Резиновую манжету 9 при нарушении герметичности насоса необходимо обязательно заменять на новую. Перед сборкой следует проверить отсутствие заеданий и заметного люфта в подшипниках и при необходимости произвести их замену в порядке, описаном ниже. Сборка насоса производится в обратном порядке.

У насосов остальных двигателей для замены манжеты 5 (см. рис. 22) необходимо выпрессовать подшипник 10 в сборе с валиком 4 при помощи пресса или ударов по оправке. После чего также оправкой выпрессовать манжету из корпуса насоса и также с помощью оправки установить в него новую манжету (рис. 224), избегая ее перекоса. Перед сборкой следует убедиться, что подшипник валика насоса работает без заеданий, не имеет повреждения уплотнений и чрезмерного люфта (осевой люфт в подшипнике не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс). При необходимости устанавливают новый подшипник в сборе с валиком и с новой ступицей. Установка старой ступицы на новый валик не рекомендуется, поскольку после спрессовки со старого валика металлокерамическая ступица может не обеспечить надежной посадки на новом валике. При замене подшипника в сборе с валиком у насосов двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245 можно повторно использовать приводной зубчатый шкив, снятый со старого валика при помощи съемника, пресса или оправки. Если жидкостный насос снимают с двигателя из-за износа подшипника, что определяется по шуму при его работе, либо необходимость замены подшипника устанавливается при проверке в ходе замены самоподжимного сальникового уплотнения (манжеты), то либо заменяют весь узел насоса в сборе (с подшипником, уплотнением, крыльчаткой и шкивом или ступицей), либо производят замену подшипника в следующем порядке. Поскольку при замене подшипника насоса рекомендуется одновременно заменять уплотнительную манжету, производится выполнение в полном объеме работ по ее замене, описанных выше в пунктах 1 и 2, а затем выполняются нижеследующие работы.

Рис. 224. Запрессовка манжеты водяного насоса двигателя МеМЗ-245:

1 — оправка; 2 — манжета; 3 — корпус насоса

Вверх