Устройство автомобиля

2.8 Карбюратор

По мере открытия дроссельной заслонки за счет большего наполнения цилиндра горючей смесью возрастают скорость сгорания рабочей смеси и давление газов, в результате чего растет частота вращения коленчатого вала двигателя. При этом увеличиваются разрежение в смесительной камере карбюратора и скорость воздуха, проходящего через диффузор, вследствие чего растут скорость истечения бензина из распылителя и количество воздуха, проходящего через диффузор. Однако количество вытекающего из распылителя бензина нарастает быстрее, вследствие чего соотношение бензина и воздуха в горючей смеси изменяется в сторону ее обогащения, т. е. простейший карбюратор с одним жиклером обеспечивает необходимый состав горючей смеси только при определенных частотах вращения коленчатого вала и нагрузке на двигатель. Учитывая, что при движении автомобиля нагрузка на двигатель и частота вращения коленчатого вала постоянно меняются, необходимо соответственно изменять и состав горючей смеси. Это достигается введением в простейший карбюратор дополнительных систем и устройств, которыми являются: главная дозирующая система, система холостого хода, экономайзер мощностных режимов, ускорительный насос, эконостат, переходная система, система пуска, экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ).

Карбюраторы, устанавливаемые на изучаемых двигателях, их устройство и системы. На рассматриваемых двигателях устанавливаются карбюраторы, выпускаемые Димитровградским автоагрегатным заводом (ДААЗ). Все карбюраторы по конструкции одинаковы: двухкамерные, двухдиффузорные, с падающим потоком горючей смеси и пневматическим торможением топлива, с балансированной поплавковой камерой и с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюраторы ДААЗ, устанавливаемые на двигателях изучаемых автомобилей, выпускаются двух основных типов: «Солекс» и «Озон». Карбюраторы типа «Солекс» модели ДААЗ-2108, выпускаемые по лицензии французской фирмы «SOLEX», в отличие от других отечественных карбюраторов имеют двухсекционную поплавковую камеру, обеспечивающую более стабильный уровень топлива при движении автомобиля, и поэтому могут устанавливаться как на автомобилях с поперечным (ВАЗ-2109 и ЗАЗ-1102), так и с продольным (АЗЛК-21412, ВАЗ-2105) расположением двигателя. На изучаемых автомобилях в зависимости от литража двигателя устанавливаются модификации ДААЗ-2108 и ДААЗ-21083 (автомобиль ВАЗ-2109 с двигателем 1,3 и 1,5 л соответственно), ДААЗ-21081 (автомобиль ЗАЗ-1102), ДААЗ-21412 (автомобиль АЗЛК-21412) и ДААЗ-21051-30 (автомобиль ВАЗ-2105). Все модификации карбюратора ВАЗ-2108 имеют одинаковую конструкцию и отличается только параметрами отдельных систем (диаметрами жиклеров, диффузоров, эмульсионных трубок), профилем рычага управления, пусковой системой, а модификация ДААЗ-21051-30 — рычагом привода дроссельных заслонок. Поэтому при необходимости любая модификация карбюратора ВАЗ-2108 может быть установлена на любой из указанных автомобилей без заметных отрицательных последствий.

Вверх